Методы и приемы изучения физиологических изменений организма для суждения о характере эмоциональных состояний | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Методы и приемы изучения физиологических изменений организма для суждения о характере эмоциональных состояний

Изменения жизнедеятельности организма во время тех или других эмоциональных состояний доступны для исследования. Сдвиги в жизнедеятельности организма во время эмоциональных переживаний, отчетливо проявляющиеся в изменении дыхания, в побледнении, покраснении (изменения в деятельности кровообращения), в появлении слез, отделении слюны и т. д., замечаемые любым человеком, закономерно поставили вопрос об изучении этих изменений в связи с эмоциональными состояниями. Так возникли задачи систематического изучения дыхания, пульсовой кривой. Эти стороны жизнедеятельности изучаются уже давно (И. А. Сикорский, Дюма и другие). Но в процессе усовершенствования приемов физиологического исследования человеческого организма в методы изучения эмоций стали включать уже данные об изменениях кровяного давления. Новым моментом оказалось использование методов исследования различных видов секреторной деятельности и в связи с этим (частично) изучения химизма крови (Кэннон и его школа). Все более широкое применение получает изучение электрической сопротивляемости кожи (психогальванический рефлекс, открытый И. Р. Тархановым и Фере, работы В. Н. Мясищева). Наконец, за последние годы для изучения изменений жизнедеятельности организма во время эмоциональных процессов привлечено исследование биотоков мышц, мозга (см. на рис. 16, 17, 18 материал по фиксации на приборах такого рода данных).

Эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния

Эти области изменения жизнедеятельности организма являются предметом многочисленных исследований (их несколько сот) за последние десятилетия. Работы, посвященные сдвигам в пульсовой кривой, в кровяном давлении, в химическом составе крови, характере секреции, биотоках во время эмоциональных процессов, проводятся как на животных, так и на человеке. Ищут самые разнообразные ситуации различной степени эмоциональной остроты и характера воздействий, которые позволят получать большое количество сравнительных данных.

В последние годы замечается тенденция к переходу от изолированного изучения изменений отдельных симптомов жизнедеятельности организма (только кривая дыхания, только кровяное давление и т. д.) к комплексному и одновременному изучению таких процессов. При помощи новых приборов (например, фотополиграфа Дерроу) фиксируется одновременно характер дыхания, пульсовой кривой, кровяного давления, психогальванический рефлекс, тремор (дрожание руки) и, если нужно, время словесной реакции. Имеются и способы одновременной фиксации сочетания других физиологических симптомов: например, электросопротивляемости кожи, биотоков мозга, работы сердца.
Таким образом, большое количество приемов физиологического исследования организма может быть применено и применяется для изучения эмоциональных процессов. Надо однако заметить, что изучение физиологических изменений может иметь реальное значение для психологического исследования эмоциональных состояний человека лишь тогда, когда они сопоставляются с показаниями самого человека и с характером объективной ситуации (вызывающей обычно эмоциональные реакции определенного характера). Почему это существенно? Почему нельзя (пока, по крайней мере) по физиологическим показателям делать прямое заключение о характере эмоциональных процессов у человека (он испытывает радость, грусть, печаль, злость, отвращение,, презрение, беспокойство, страх, гнев и т. д.).

Как показывают факты, получаемые в исследованиях, физиологические данные имеют многозначный характер. Дело в том, что они в ряде случаев носят приблизительно одинаковый характер, в то время как переживаемые эмоциональные состояния по своему психологическому содержанию резко различаются. Получаемые показатели носят наиболее убедительный характер при изучении резких аффективных состояний (напомним об очень больших различиях в пульсовой и дыхательной кривых, при противоположных по своему характеру аффективных состояниях). В отношении же переживаний, значительных для человека (эстетическая радость при чтении хороших стихов, печаль по поводу разлуки с другом, разочарование в каком - то человеке, огорчение по поводу того, что не попал на концерт, неудовольствие, что не решил задачу и т. д.), но не острых но своему проявлению, эти показатели сами по себе могут дать немного. Они носят суммарный характер и могут быть близкими при испытании чувств, различных по своему предметному содержанию.
Возможно, что при использовании сочетания различных физиологических симптомов (проверяемых на достаточно убедительном материале словесных высказываний о характере испытываемых переживаний) со временем будут найдены более прямолинейные способы определения эмоциональных состояний по физиологическим показателям. Предположение, что физиологические симптомы могут показать, что человек солгал (так называемый прибор «Ляйдедсктор» —«обнаруживатель лжи»), является примитивным, потому что человек может заволноваться и оттого, что он солгал, и оттого, что могут подумать, что он солгал!

Для правильного истолкования физиологических данных требуется не один, а ряд таких показателей, требуется анализ и сопоставление их с характером высказываний человека о себе самом и с объективной ситуацией (в смысле учета того, какие чувства обычно такая ситуация вызывает у человека). Почему нужен еще анализ ситуации. Приведем пример. Испытуемый перед прыжком с парашютной вышки говорит, что он ничего не боится, а вместе с тем показатели психогальванического рефлекса говорят о резких сдвигах в его психическом состоянии. Следовательно, налицо состояние возбуждения, состояние волнения, может быть, переживание страха, как это обычно имеет место при подобных прыжках. Как мы видим из данного примера и показания человека, и показатели физиологического характера нуждаются в психологическом анализе.
Высказывания людей о своем самочувствии, переживаниях в тех или других обстоятельствах, сопоставляемые с различными данными физиологического исследования, при учете объективной ситуации, позволяют получить научный материал об особенностях некоторых эмоциональных состояний и о тех физиологических симптомах, которыми они сопровождаются.
Мы говорили о приемах и методах изучения вегетативных процессов в организме во время переживания той или другой эмоции.

Теперь мы перейдем к рассмотрению собственно психологических приемов и методов исследования (они, конечно, могут совмещаться и с физиологическим изучением вегетативных процессов). В этой связи необходимо сделать несколько замечаний. Мы хотим систематизировать и классифицировать эти приемы в соответствии с теми разделами и сторонами эмоциональной жизни, изучению которых они служат. Но нельзя не учитывать следующих обстоятельств. Каждый прием исследования был порожден проблемой, которую ставил перед собой психолог,проблемой, вытекающей из определенных теоретических положений. И вместе с тем, когда такой прием оказывается научным приемом, т. е. средством получения данных научного характера, то он приобретает уже свое, самостоятельное значение в том смысле, что может быть с успехом применен и для изучения других проблем. Надо отчетливо различать приемы исследования и характер истолкования материала, полученного при помощи этого приема.

Так, приемы экспериментального изучения эмоций в ситуации затруднения были первоначально порождены теорией К. Левина об аффектах и потребностях, но затем приобрели значение и для другого рода исследований. Метод «свободных ассоциаций», разработанный Юнгом, получает применение как в работах Фрейда и его последователей, так и в работах А. Г. Иванова - Смоленского, преследующих совершенно разные цели. Так называемые «проективные методики» порождены стремлением вскрыть отдельные стороны «глубинной» личности, но в руках прогрессивных психологов (Зазо, Бюрстен и другие) они дают возможность вскрывать отражение социальных отношений в сознании, в чувствах ребенка.
Речь идет о том, чему служит тот или другой прием исследования, решению каких задач способствует. Достаточно привести такой пример. Два автора, Стенли и Фридмен. известный прием использования неоконченных басен и картинок применили для совершенно предвзятой цели в своей работе о детях, названной «Эмпирические исследования комплекса кастрации и Эдипова комплекса» (1952).

Говоря о приемах и методах изучения эмоциональной жизни человека, надо отметить, что можно встретиться с приемами двух типов. Имеются попытки найти прямые индикаторы эмоций, чувств, аффектов человека и их качеств, сказывающиеся в вегетативных процессах, во внешнем выражении в целом, в высказываниях человека. И мы сталкиваемся также с приемами более тонкого характера, когда для вскрытия некоторых сторон эмоциональной жизни, не выявляющихся в таком прямом виде, ищутся объективные индикаторы косвенного порядка. В этом отношении интересна «сопряженная методика» А. Р. Лурия для изучения аффективных состояний (испытуемый одновременно с ответом в виде пришедшего в голову слова на заданное слово производит пальцем нажатие на пневматический приемник). Эта методика позволила вскрыть некоторые закономерности аффективных состояний.
Интерес представляют и некоторые «проективные методики»: Зазо, когда дети воображают себя животным;Дисперт. когда дети играют с набором кукол;Розенцвейга, когда дети сообщают, как бы они сами поступили, рассматривая определенную жизненную ситуацию, изображенную на картинке, и т. д.


Comments are closed.