Здесь уместно добавить, что эффект негативного выбора по-видимому, действительно имеет некое внутреннее родство с интерференционными феноменами. Во всяком случае в нескольких экспериментах удалось обнаружить не слишком тесную, но значимую связь между абсолютной величиной эффекта негативного выбора, измеренной у испытуемых, с таким параметром их когнитивного стиля, как интерференционная склонность, определяемая тестом Струпа в описываемом здесь эксперименте коэффициент корреляции хоть и положителен (г = 0,2), но статистически не достоверен. Все же в среднем лица с более высокой интерференционной склонностью и здесь показывают достоверно более высокие значения абсолютной величины эффекта негативного выбора (по критерию Манна-Уитни U = 71;р <0,05).
Из всех видов стимульного материала, использовавшихся в исследованиях, отрицательная величина эффекта негативного выбора в диапазоне успешности свыше 0,5 не была обнаружена только для слов. При запоминании списков слов пропущенные в предшествующем списке слова воспроизводились без особых затруднений. Однако известно, что слова в списках не воспринимаются как отдельные, не зависимые друг от друга элементы. Каждый список порождает специфическую для него семантическую организацию материала. Это было многократно показано, начиная с известной работы Э. Тулвинга в его эксперименте испытуемые заучивали два списка, состоящие из 18 и 36 слов
эффективности воспроизведения. Таким образом, предварительное заучивание половины списка слов ухудшило припоминание. Объяснить это можно как раз усвоенной семантической организацией первого списка, мешающей запомнить более полный список.
Итак, эффект негативного выбора в мнемических задачах проявляется только тогда, когда элементы стимульного ряда не зависимы друг относительно друга. Тогда при их повторном предъявлении принятие решения о том, воспроизводить их или не воспроизводить, т.е. процесс выбора, оказывается независимым от ДРУгих элементов предъявляемого ряда. Поэтому, в частности, при искусственном соединении двух алфавитов, например, при создании элементов типа «буква—цифра», эффект негативного выбора может проявляться, как это и было получено в эксперименте, отдельно для букв и отдельно для цифр.
Подведем итог. Таинственный результат устойчивости ошибок пропуска, устойчивого невоспроизведения был подтвержден многократно, что не позволяет относиться к нему как к артефакту. Неожиданность полученных экспериментальных данных заключается в том, что, как оказалось, хранимая в памяти и непосредственно не воспроизводимая информация влияет на актуальный процесс воспроизведения. Невоспроизведение тем самым оказывается результатом специально принятого решения о невоспроизведении, которое закономерно повторяется при повторном столкновении с тем же самым ранее не воспроизведенным элементом.