Календарно-обрядовые песни. Устное народное творчество | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Календарно-обрядовые песни. Устное народное творчество

Обрядовый фольклор

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские обряды.

Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём — распорядком работ по временам года.

Колядки

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок — песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко!
Новый год пришёл,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!


Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.


Коляда, коляда!
По вечеру рождества!
Дома ли хозяин?
Нет его дома, –
Уехал на поле
Пшеницу сеять.
Дай кишки, пирожка;
Как не дашь пирожка,
Уведем корову за рога,
И за задним воротам
Привяжем к столбу,
Ушибем метлой.

Масленичные песни

Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен — встреча и проводы Масленицы. В песнях она весёлая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро, а впереди Великий пост с его ограничениями и запретами. Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом хоронили, напевая песни, или сжигали.

Как на Масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр и творог —
Всё летело под порог!
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!
Прошла Маслена,
Кончилось гулянье,
Идем теперь На отдыханье!

МАСЛЕНИЦА, Я ГУЛЯЮ

Масленица, я гуляю!
Ой, я гуляю, люли, я гуляю.
Я гуляю, не унываю,
Ой, не унываю, люли, не унываю.

Масленица, кривошейка!
Ой, кривошейка, люли, кривошейка!
Проводим тебя хорошенько!
Ой, хорошенько, люли, хорошенько!

Ой, масляная, ай, покургузка, ой!
Покургузка, люли, покургузка!
Проводим тебя, эх, станет грузко, ой!
Станет грузко, люли, станет грузко.

Ой, масляная, эх, канадуха, ой!
Канадуха, люди, канадуха!
Потянись-ка ты, эх, хоть до духа, ой!
Хоть до духа, люли, хоть до духа.

Ой, масляныя, эх, обманяка, ой!
Обманяка, люли, обманяка!
Отдадим тебя, эх, за монаха, ой!
За монаха, люли, за монаха.

Ой, маслиныя, эх, полизуха, ой!
Полизуха, люли, полизуха!
Полизала вна, ой, курьи яйца, ой!
Курьи яйца, люли, курьи яйца.

Ой, маслиныя, эх, полизуха, ой!
Полизуха, люли, полизуха!
Полизала вна сыр да масло, ой!
Сыр да масло, люли, сыр да масло.

Сыр да масло, ой, курьи яйца, ой!
Курьи яйца, люли, курьи яйца!
Ох, курьи яйца, эх, и каравайце, ой!
Каравайце, люли, караваеце.

Весенние песни. Летние песни. Осенние песни

Весенние песни

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой. Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Всё это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.


Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.

 

Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни , пляски заведем,
Игры разные начнем…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!

Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни , пляски заведем,
Игры разные начнем…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!

Летние песни

Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Этот праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой. На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались различными песнями.

Во поле берёзонька стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Ах, люли, люли, стояла,
Ах, люли, люли, стояла.
Алыми цветами расцветала,
Ах, люли, люли, расцветала.

 

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

 

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

 

Коси коса,
Пока роса,
Роса долой –
Коса домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка – песок,
Косец – пирожок,
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки на Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост!

Осенние обрядовые песни

Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

ровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!

И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!

Ответы на вопросы

1. Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.

Обрядовым именуется фольклор, который исполняют во время обрядов.

Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные песни (исполнялись во время Масленицы), весенние заклички (от слова кликать), летние хороводные песни, осенние песни.

2. Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

Многие из этих песен можно услышать в фильмах, поставленных по мотивам российских народных сказок. Эти песни исполняют народные ансамбли и хоровые коллективы на праздничках и гуляньях.

3. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?

Колядки — это недлинные песенки, которые пелись во время колядования на рождественские празднички. На новогодние празднички пелись щедровки. В этих песнях славили владельцев дома и желали им обеспеченного урожая и обилия.

4. Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?

Берёзка была эмблемой празднования Троицы. Троицкие гулянья проходили сначала лета во время церковного праздничка Троицы. В это время пели песни, гадали, водили хороводы и декорировали дома берёзовыми ветками.

5. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?

Самыми весёлыми были масленичные песни. Они исполнялись на Масленицу. Это один из самых весёлых древних праздничков.

6. Объясните значение слов: «жито», «толокно», «лапта», «серп», «жать».

Жито — всякий хлеб в зерне либо на корню. На севере житом зовут ячмень, на юге — рожь, на востоке — всякий яровой хлеб.

Толокно — мука из поджаренного (за ранее заваренного) очищенного овса.

Лапти — плетёная обувь из лыка, обхватывающая только ступню ноги.

Серп — ручное орудие в виде изогнутого полукруглого мелко зазубренного ножика для срезывания хлебных злаков.

Жать — срезать под корень стволы злаков. Ранее нажимали серпом, на данный момент жнут машинами.

7. Подготовьте выразительное чтение одной из песен. Обратите внимание на её напевность, повторы, обращения, эпитеты

Устно.

8. Народная обрядовая поэзия привлекала многих русских писателей, композиторов и художников: А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, а также М. Глинку, Н. Римского- Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова и др. Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

Писателей, композиторов и живописцев народная обрядовая поэзия заинтересовывала так как в ней более очень выразилась связь с природой, историей и душой российского народа.


Comments are closed.