Весенний дождь. (Фет) | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Весенний дождь. (Фет)

Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купался, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

 

Весенний дождь. Автор: Фет А. А.

 

«Весенний дождь», Фет, анализ стихотворения

Афанасий Фет создал стихотворение «Весенний дождь» в 1857 году, будучи уже зрелым мастером пейзажной лирики.

По жанру «Весенний дождь» является пейзажной зарисовкой, на фоне которой присутствует авторское размышление о красоте изображаемой природы.

Стихотворение относится к так называемой чистой лирике: пейзаж в «Весеннем дожде» самоценен, а ведущим приемом повествования является словесное рисование. Название стихотворения отражает его тему. Поэтическая тема развивается постепенно, от строфы к строфе, создавая живую картину яркого весеннего дня с внезапным изменением погоды – от солнечного света к быстрому дождю.

Художественно-поэтическая зарисовка ярко демонстрирует редкий дар Фета – умение видеть красоту в привычных вещах. Поэт поразительно точно сумел передать едва уловимое, мимолетное событие жизни, создав яркую выразительную картину ливня. При этом Фет удивительным образом сумел обойтись в стихотворении без употребления слова «дождь» - ключевыми словами, передающими картину ливня, выступают контекстные синонимы – «завеса», «что-то барабанит», «две капли».

В меняющейся картине весеннего дня Фет стремится уловить каждое мгновение, каждую радостную подробность, передать наполненность и неповторимость мига жизни – будь это купающийся в пыли воробей, или движущаяся «от неба до земли» завеса. Стихотворение пронизано красками, звуками и запахами;в небольшом произведении очень емко и объемно воспета динамика природы.

Композиционно стихотворение состоит из 3 строф - четверостиший. В первой строфе автор акцентирует внимание на ведущем мотиве света, во второй строфе привлекает внимание образ опушки леса, стоящей «в золотой пыли». Дождь в стихотворении – желанный, яркий. Фет передает радость и оживление природы от дождя, привлекая внимание в последней строфе к запаху ароматного меда: «От лип душистых медом тянет».

Весна – пора обновления природы и символ обновления человеческой души. Она обостряет все ощущения, заставляя сердце биться быстрее в предвкушении любви. Фет сумел передать в «Весеннем дожде» тончайшие оттенки чувств - ощущение неясного ожидания, предчувствия любви.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием - придает стихотворению, написанному перекрестной рифмовкой, плавность звучания и радостное настроение.
«Весенний дождь» отличает простота использованных художественных средств и синтаксических конструкций. Насыщенность стихотворения глаголами (трепещет, брызнули, движется, барабанит) создает особую динамическую атмосферу, помогает «услышать» звонкие удары дождевых капель.

Особую роль играют в произведении наречия. В первой строфе в описании яркого дня наречие «еще» указывает на непостоянство этой картины. Во второй строфе употреблено краткое наречие «уж», свидетельствующее о скором приближении дождя.

Фет сумел создать яркую картину дня, используя при этом минимальное количество цветовых эпитетов (золотая пыль). С помощью ассонанса звуков «о» и «е», аллитерации звука «л» художник передает умиротворение лирического героя, наблюдающего за дождем, радость бытия. «Весенний дождь» создает эмоциональное настроение тепла, легкости, весенней свежести, радостного мироощущения.

Благодаря способности Фета акцентировать внимание на незначительных, на первый взгляд, событиях, придавая им важность, «Весенний дождь» в полной мере передает настроение прекрасного весеннего дня, омытого дождем.

 

«Весенний дождь», Фет, ответы на вопросы

1.Понравилось ли вам изображение начала весеннего ливня?
2.Какое настроение передаёт поэт читателю?

1-2. Стихотворение «Весенний дождь» изображает начало весеннего ливня и звучит отрадно, светло, мажорно. Это настроение передается и отзывчивому читателю.

3.Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин, событий, запахов, звуков? (Обратите внимание на обилие глаголов и глагольных форм.)

По этому стихотворению можно снять кинофильм, распределить то, что обрисовывает поэт, по кадрам.

1) Окно, за окном — свет.
2) Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).
3) Воробей купается в песке (крупный план).
4) Надвигается дождевая туча, из которой льет дождь, вид¬ны струи (общий план).
5) Вдали, освещенная солнцем, стоит роща, которую дождь уже миновал (общий план). Выражение «в золотой пы¬ли» заставляет нас показать эту опушку ближе, показать капли на листьях деревьев (крупный план).
6) Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).
7) Качается липы (крупный план). Звук капель дождя.

Практически любая строка открывает пред нами новейшую картину. Поэт перемешивает пред нами большой и общий планы, благодаря броским, оживленным глаголам глаголам («блещет», «трепещет», «движется», брызнули», «тянет», «барабанит») мы ощущаем движение, лицезреем конфигурации в природе. Поэт насыщает картину запахами («От лип ароматным медом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождик по листьям «барабанит»),

Таким макаром, мы лицезреем, что Фет профессионально изображает не только лишь как будто бы застывшие, недвижные картины, как с предыдущем стихотворении, да и картины заполненные чувством движения, жизни.

4.Можно ли сказать, что поэт прислушивается к звукам, всматривается в окружающий мир, чтобы самое обычное событие, знакомое каждому, осветилось по-новому? Испытывали ли вы такое же состояние, которое переживает поэт в стихотворении?

Поэт прислушивается к звукам, всматривается в мир, благодаря его стихам вешний дождик воспринимается заного, мы лицезреем его как будто 1-ый раз в жизни.


Comments are closed.