Управленческий мониторинг отслеживает характер взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель педагогический коллектив;руководитель ученический коллектив;руководитель внешняя среда;учитель учитель, учитель учащиеся;учитель семья.
В образовательном учреждении педагогический и психологический мониторинг являются основой для принятия управленческого решения. Только на основе педагогически значимой информации, возможно осуществление целенаправленной управленческой деятельности.
Существуют разные подходы к управлению, но все они, так или иначе, исходят из понимания управления как особой функции организации, реализация которой обеспечивает целенаправленность и организованность ее жизнедеятельности и ориентированы на изучение связей между строением и свойствами компонентов управляющей системы, внешними и внутренними условиями деятельности организации и ее результатами.
Сущность управленческой деятельности состоит в осуществлении функций управления: целеполагания, планирования, организации, регулирования и коррегирования, контроля и анализа.
Если мы рассмотрим процесс управления с точки зрения содержания, то он будет представлять собой целенаправленную деятельность органов управления по упорядочению педагогического процесса и переводу всей системы в новое, более высокое качественное состояние.
По форме же процесс управления будет представлять не что иное, как процесс переработки информации, состоящий из трех этапов:
- сбор информации;
- анализ информации;
- управленческое решение.
Важно отметить, что отсутствие необходимой информации об управляемом объекте делает управление невозможным.
Информацию можно рассматривать как ресурс, столь необходимый и важный, как энергетический, сырьевой, финансовый и другие ресурсы, определяющие деятельность организации. На основе получения оперативной и новой информации руководитель интегрирует путем логико-аналитической обработки всю известную ему информацию и принимает решение. В некоторых случаях, когда решения носят стратегический характер
и определяют будущее организации, могут применяться научные и психологические исследования.
Решение данной проблемы возможно на основании данных мониторинга, который представляет руководителю информацию для принятия тактических и стратегических решений, он должен отвечать существующим на данный момент информационным запросам и потребностям руководителя и управленческой команды.