В мозге пациентки поместили электрод на участке номер 11. Пациентка тут же отреагировала: «Да, сэр, мне кажется, я слышала, как мать где-то зовет своего маленького мальчика. Казалось, это происходит много лет назад. Это был кто-то по соседству со мной». Через небольшой промежуток времени электрод поместили на то же место. Снова пациентка сказала: «Да, я слышала те же знакомые звуки, это, кажется, женщина зовет, та же самая женщина» (Penfield, 1958). Эти заявления были сделаны женщиной, для лечения от эпилепсии подвергшейся хирургической операции на мозге. Применялись лишь местные обезболивающие средства (в мозге нет рецепторов боли), так что пациентка проснулась, когда ее мозг стимулировали электрическим током (рис. 8.3). В активном состоянии некоторые участки мозга, по-видимому, дают возможность вспомнить о давно забытых событиях.
Значит ли это, что все происходящее с человеком записывается в его памяти?
Такие результаты позволили нейрохирургу Уилдеру Пенфилду сделать вывод, что мозг записывает прошлое как «длинный отрезок кинопленки с фонограммой» (Penfield, 1957). Однако, как вы теперь знаете, это преувеличение. Многие события никогда не минуют границу кратковременной памяти. Еще более важно, что только приблизительно в 3% случа-
Ев стимуляция мозга вызывает переживания, похожие на воспоминание о чем-либо. Большинство свидетельств напоминает сновидения, а не воспоминания, а многое вообще взято из воображения. Эксперты по воспоминаниям сделали вывод, что, скорее всего, долговременные воспоминания Только относительно постоянны (Barsalou, 1992: Loftus &Loftus, 1980). Совершенные, неизгладимые, вечные воспоминания — это миф.
Есть еще один повод оспорить утверждение Пенфилда. По мере того как формируются новые долговременные воспоминания, более старые воспоминания модернизируются, изменяются, пропадают, то есть исправляются (Baddeley, 1990, 1996). Чтобы проиллюстрировать этот пункт, Элизабет Лофтус и Джон Палмер (1974) показали людям заснятую на видеопленку автокатастрофу. После этого некоторых участников попросили оценить, как быстро двигались машины, когда отит «врезались» друг в друга. Для других слово «врезались» заменили на «ударились», «вошли в контакт» или «столкнулись». Через неделю каждого испытуемого спросили: «Видели ли вы разбитые стекла?» Те, кого раньше спрашивали о машинах, «врезавшихся» друг в друга, чаще говорили «да». (В фильме никакого битого стекла не было.) Новая Информация («врезались») вошла в воспоминания и видоизменила их.
В 1976 году рядом с городом Чоучилла в Калифорнии преступники похитили из школьного автобуса 26 детей и держали их в плену, вымогая выкуп. Под гипнозом водитель автобуса вспомнил номерной знак на грузовике похитителя. Это воспоминание помогло разрешить дело и привело к спасению детей. Такой успех подразумевает, что гипноз может улучшать память. Действительно ли так оно и есть?
Исследование показало, что загипнотизированный человек с большей вероятностью, чем нормальный, использует воображение для заполнения пробелов в памяти. Кроме того, когда загипнотизированным людям дают ложную информацию, они часто включают ее в свои воспоминания (Sheehan &Statham, 1989). Модернизация долговременных воспоминаний представляет одну из самых рас пространенных проблем в работе полиции. Например, свидетель может выбрать фото подозреваемого из полицейских файлов или увидеть фотографию в новостях. Позже свидетель идентифицирует подозреваемого лично (во время опознания или в суде). Действительно ли свидетель запоминает подозреваемого с места преступления? Или он запоминает изображение на недавно увиденной фотографии? Даже невиновного человека могут «опознать» как преступника (Schachter, 2001).
Модернизация долговременных воспоминаний называется структурной переработкой. Довольно часто случающиеся пробелы в памяти заполняются логикой, догадкой или новой информацией (Schacter, Norman &Koutstaal. 1998). В самом деле, человек может «вспоминать» о вещах, которые никогда не происходили (например, вспомнить о разбитом во время аварии стекле, когда никакого стекла не разбивалось). Люди в эксперименте Элизабет Лофтус, обладавшие такими псевдо-воспоминаниями, часто расстраивались. когда узнавали, что дали ложное «свидетельское показание» (Loftus &Ketcham, 1991).
Записывается ли новая информация «поверх» существующих воспоминаний?
Нет, реальная проблема состоит в том, что мы зачастую не можем вспомнить источник воспоминаний. Вероятно, это приводит к тому, что свидетели «помнят» лица, которое они, вероятно, видели где-то в другом месте, а не на месте преступления (Schacter, Norman &Koutstaal, 1998). Вполне вероятно, что фотография модернизирует память или смешивается с первоначальным воспоминанием. Именно так возникают многие трагические случаи ошибочной идентификации.
Можно ли для избежания таких проблем применить гипноз?
Репортажи в новостях создают впечатление, что именно так и происходит. Правда ли это? Рубрика «В фокусе внимания» исследует этот интригующий вопрос.
Подводя итог, можно сказать, что формирование и использование воспоминаний — активный, творческий и очень личный процесс. Наши воспоминания окрашены эмоциями, суждениями и особенностями нашей личности. Если бы вы и ваш друг были все время вместе и шли бы ио жизни бок о бок, даже тогда ваши воспоминания отличались бы. Что мы помним, зависит от того, на что мы обращаем внимание, что мы считаем осмысленным или важным и к чему испытываем сильные чувства (Schacter, 1996). Самое поразительное, что гипноз усиливает ложные воспоминания больше истинных. В одном из экспериментов 80% новых воспоминаний у загипнотизированных испытуемых были неправильными (Dywan &Bowers, 1983). В целом можно сделать вывод, что гипноз не слишком сильно улучшает память (Burgess &Kirsch, 1999).
Тогда почему он помог в Чоучилле? Правда, гипноз иногда раскрывает больше информации, как это произошло в Чоучилле (Schrei - beer &Schreiber, 1999). Тем не менее когда это происходит, нельзя наверняка сказать, какие воспоминания правда, а какие - ложь (Perry et al., 1996). Очевидно, гипноз не панацея против забывчивости, как считают некоторые полицейские следователи (Newman &Thompson, 2001).
Уточняющее повторение - повторение, которое связывает новую информацию с существующими воспоминаниями и знанием.
Структурная обработка — реорганизация или модернизация воспоминаний на основании логики, рассуждения или дополнения новой информацией.
Псевдовоспоминания — ложная память о том, что кажется человеку настоящим или точным.
По-видимому, в долговременной памяти в течение всей жизни сохраняется безграничное количество информации. Как можно быстро извлечь из памяти какие-то конкретные воспоминания? Ответ состоит в том, что «индекс Памяти» каждого человека высоко организован.
Вы имеете в виду, что информация располагается в алфавитном порядке, как в словаре? Ничуть нет! Если вас попросят назвать черно-белое животное, которое живет иа льду, является родственником курицы и не умеет летать, вам, чтобы найти ответ, не придется перебирать животных от аиста до ящерицы. Вы, вероятно, сразу подумаете о черно-белых птицах, живущих в Антарктиде. Какие из них не умеют летать? Вот и ответ — пингвин.
Информация систематизируется в долговременной памяти в соответствии с правилами, образами, категориями, символами, сходством, формальным значением или значением для человека лично (Baddeley, 1990, 1996). В последние годы психолога стали разрабатывать представление о структуре, или организации, памяти. Структура памяти — это паттерн ассоциаций в информации, хранящейся в памяти. Для иллюстрации — следующий пример. Вам предлагаются два утверждения, на которые вы должны ответить да или нет. Канарейка - животное. Канарейка птица. На которое вы ответите быстрее? Коллинз и Квиллиан (1969) обнаружили, что утверждение «канарейка — птица» быстрее вызывает у испытуемых положительный ответ, чем «канарейка животное». Почему это так? Многие психолога считают, что этот феномен объясняет модель сети памяти. По их мпенню. долговременная намять устроена как сеть взаимосвязанных идей (рис. 8.4). Когда идеи отстоят «дальше» друг от друга, требуется более длинная цепь ассоциации, чтобы соединить их. Чем больше разделены два сообщения, тем дольше требуется времени для ответа. С точки зрения информационных связей канарейка, вероятно, «ближе» к птице в ваших файлах памяти. Животное и канарейка дальше отстоят друг от друга. Помните, однако, что это не имеет никакого отношения к алфавитному порядку. Мы говорим о структуре, основанной на связи значений.
Восстанавливающие воспоминания. Идея о сети связанных воспоминаний объясняет обычные переживания: представьте, что вы нашли фотографию, сделанную на ваш шестой день рождения или на ваше десятое Рождество. Когда вы смотрите на фотографию. одно воспоминание влечет за собой другое, а то — следующее, и т. д. Вскоре вас захлестывает поток деталей, о которых вы и не вспоминали раньше. Этот процесс называется восстановлением.
Восстанавливающие воспоминания, по видимому, распространяются через «ответвления» сетей памяти. Для многих такие воспоминания отличаются особенным ароматом прошлого — это может быть ферма, на которую ездили в детстве, кухня бабушки, морской берег, кабинет врача, запах духов или лосьона после бритья вашего прежнего партнера и т. д. Главная идея восстановления заключается в том, что одно воспоминание провоцирует другое. В результате весь прошлый опыт можно реконструировать, опираясь на одно маленькое воспоминание.
Сколько всего существует типов долговременной памяти?
Как мы видели, память это комплексный термин, который включает кратковременную и долговременную память. Кроме того становится, очевидно, что существует не один вид долговременной памяти. Давайте немного глубже заглянем в тайны памяти.
Память о навыке и память, о фактах.
С людьми, пережившими амнезию, происходит любопытная вещь. Пациенты, страдающие амнезией, оказываются не в состоянии запомнит!, телефонный номер, адрес или имя человека. Однако те же самые пациенты могут научиться решать сложные головоломки за то же время, что и здоровые испытуемые (Squire &Zola-Morgan, 1988) (рис. 8.5). Эти и другие наблюдения привели многих психологов к выводу, что долговременная память имеет по крайней мере две категории. Одна называется процедурной памятью (или памятью о навыках). Вторая — декларативная память (также иногда называемая памятью о фактах). Например, если мы помним, что Стивен Спилберг был режиссером этого периода времени у человека сохраняется больше воспоминаний, чем можно было бы ожидать фильмов «Полтергейст» и «Парк юрского периода», это декларативная намять. Это вид памяти, которого недостает человеку с амнезией и который большинство из нас воспринимает как само собой разумеющийся. Многие психологи полагают, что декларативную память можно дальше разделить на два других типа, называющиеся семантической и эпизодической памятью (Nyberg &Tulving, 1996).
Семантическая намять. По большей части наши базовые фактические знания о мире не забываются. Имена объектов, дни недели или месяцы в году, простые математические навыки, времена года, слова и язык и другие общие факты сохраняются в памяти довольно долго. Такие безличные факты составляют часть долговременной памяти, называющейся семантической памятью. Семантическая память служит психическим словарем или энциклопедией базового знания. Опять-таки обратите внимание, что все виды долговременной памяти связаны со смыслом понятий и их значением.
Почему воспоминания этого периода времени имеют для взрослых людей особое значение? Психологи Дэвид Рубин и Мэтью Шулкайнд считают, что воспоминания, сформированные в это время, кодируются таким образом, что в более поздний период жизни их легче всего восстановить. Неизвестно, почему именно этот период времени человек запоминает лучше всего. Тем не менее если вам сейчас от 10 до 30, запомните: это ваше время (Rubin &Schulkind, 1997). Попросите 70-летнего старика вспомнить яркие и важные события из его биографии, и что вы увидите? Результаты будут такими же, как и воспоминания людей в любом возрасте: большинство воспоминаний начинаются самое раннее с 2-3 лет. Чем глубже в детство, тем меньше автобиографических событий может вспомнить человек. Вместе с тем со взрослыми, вспоминающими о прожитом, происходит интересное явление. Если вы запишете их воспоминания, то обнаружите «шишку» или «горб» в кривой между возрастом 10 и 30 лет.
Структура памяти — паттерны связей информации, сохраняющейся в памяти.
Сетевая модель - модель памяти, которая рассматривает ее как организованную систему связанной информации.
Восстанавливающие воспоминания - воспоминания, которые реконструируются или расширяются за счет одного воспоминания, а затем объединяются цепью ассоциаций с другим связанным воспоминанием.
Процедурная память - долговременные воспоминания об обусловленных реакциях и приобретенных навыках.
Декларативная память - часть долговременной памяти, содержащая конкретную фактическую информацию.
Семантическая память - составляющая декларативной памяти, в которой сохраняется знание о мире.
Эпизодическая память — составляющая декларативной памяти, которая сохраняет личные переживания, соединенные с конкретным местом и временем.
Эпизодическая память. Семантическая память не связана ни с временем, ни с местом. Вряд ли вы помните, где и когда вы впервые узнали названия времен года. Зато эпизодическая память — это автобиографическая запись личных переживаний. Она сохраняет события жизни (или «эпизоды») день за днем, год за годом. Можете ли вы вспомнить свой седьмой день рожденья? Ваше первое свидание? Несчастный случай, свидетелем которого вы были? Первый день в колледже? Что вы ели на завтрак 3 дня назад? Все это — эпизодические воспоминания. Обратите внимание, что эпизодические воспоминания касаются того, «что», «где» и «когда» происходит в нашей жизни (см. вставку «Воспоминания о жизни»). Они представляют собой нечто больше, чем просто Способность хранить информацию. Они позволяют нам мысленно путешествовать назад во времени и повторно переживать события (Tulving, 2002).
Являются ли эпизодические воспоминания такими же продолжительными, как семантические воспоминания?
В целом эпизодические воспоминания легче забываются, чем семантические. Это происходит потому, что новая информация постоянно проникает в эпизодическую память. Обратите внимание, вы теперь помните, что недавно что-то вспоминали. У вас новое эпизодическое воспоминание, в котором вы помните, что вы вспоминали, пока читали текст! Теперь вы понимаете, как много мы требуем от нашей системы памяти.
Сколько существует типов памяти? Отвечая на вопрос, который мы задали в начале раздела, скажем, что скорее всего существует три типа долговременной памяти: процедурная, семантическая и эпизодическая (Mitchell, 1989;Squire et al„ 1993) (рис 8.6). Несмотря на то что могут быть обнаружены и другие тины памяти, представляется, что несколько частей этой мозаики уже заняли свое место.
• Кратковременная память может удерживать от 5 до 7 единиц информации (битов или блоков). Долговременная память обладает практически неограниченным объемом.
• Уточняющее повторение превосходит поддерживающее повторение с точки зрения формирования долговременных воспоминаний.
• В воспоминания вносятся изменения в результате структурной обработки.
• Как процедурные (навыки), так и декларативные (факты) воспоминания содержатся в долговременной памяти. Декларативные воспоминания могут быть семантическими или эпизодическими.
Телефонные номера разделяются на код (3 цифры) и семизначный номер, состоящий из 3 и 4 цифр. Можете ли вы связать эту практику с кратковременной памятью? Как насчет объединения и перекодировки?
Подумайте о том, как вы использовали свою память за прошедший час. Проверьте, сможете ли вы подобрать пример к следующим понятиям: процедурная память, семантическая память и эпизодическая память.
Оценки того, удалось ли вам «запомнить» нечто, зависят от того, как тестируется ваша память. Кроме того, различные типы тестирования многое могут сказать о том, что нам известно о памяти. Так, например, бессознательные воспоминания выявляются с помощью специальной техники, называемой прайминг. В этом разделе мы рассмотрим различные способы измерения памяти, а также истоки исключительно развитых способностей к запоминанию.