Различные точки зрения | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Различные точки зрения

Если теперь обратиться к соотношению друг с другом членов предло­жения, то легко выяснить, что мы здесь сталкиваемся с той же закономер­ностью. Так, к примеру, в статье Н.Д.Арутюновой сказано: «Подлежащее один из двух главных членов предложения, указывающий на объект, к которому относится сообщаемое;ядерный компонент состава подлежаще­го (подлежащее и зависимые от него согласованные и не согласованные определения). Подлежащее связано предикативным отношением со сказу­емым ... Позицию подлежащего обычно занимают существительные в форме именительного падежа и их эквиваленты» [5, с. 379]. Обратите вни­мание на бросающийся в глаза факт: описание подлежащего и существи­тельного построены по одной и той же схеме. Это вовсе не случайность и не оплошность лингвистики. Это описание одних механизмов языка с раз­личных точек зрения. При выяснении связей между подлежащим и сказуе­мым, с одной стороны, и подлежащим, сказуемым и определением с другой, мы обнаруживаем те же типы рефлексивно симметричных рече­вых актов. Связь подлежащего и сказуемого основана на предметной сим­метрии, а подлежащего, сказуемого, определения на объектно-инстру­ментальной.

Здесь нужно вернуться к аналогии со светом и нашим восприятием языка. Необходимо осознать, что текст как таковой осознается и записы­вается нами под воздействием эстафетных механизмов, образующих тело языка. Именно этим объясняется тот факт, что континуум звуков «идет дождь» записывается и понимается нами как предложение, состоящее из двух слов. Та легкость, с которой мы осуществляем сегментацию звуково­го потока, указывает на нашу способность совершать рефлексивно сим­метричные переключения того или иного типа. Сами же переключения и осознаются нами как выделение различных, но связанных друг с другом частей речи или членов предложения.

Каковы те различные точки зрения, которые обуславливают наше про­тивопоставление частей речи членам предложения? Проиллюстрирую свою позицию на примере соотношения существительного и подлежаще­го. Итак, согласно Н.Д.Арутюновой «подлежащее ... указывает на объект, к которому относится сообщение ... Позицию подлежащего обычно зани­мают существительные в форме именительного падежа». А согласно В.М.Живову, «существительные класс слов, включающий в себя назва­ния предметов ... может выступать в предложении по преимуществу в ка­честве подлежащего и дополнения».


Comments are closed.