В наших рассуждениях о забывании событий мы упустили из виду одну деталь: воспоминания могут выпасть из памяти в тот момент, когда они формируются. Например, повреждение головы может вызвать «пробел» в воспоминаниях о событиях, предшествующих несчастному случаю. Ретроградная амнезия подразумевает забывание событий, происшедших до повреждения или травмы. Напротив, антероградная амнезия подразумевает забывание о событиях, которые следуют после повреждения или травмы (пример этого рода амнезии мы сейчас и обсудим).
Жизнь Гэри Района была искалечена «восстановленными» воспоминаниями, которые оказались ложными немало случаев, в которых «восстановленные» травматические воспоминания были абсолютно ложными.
Несколько лет назад прошла настоящая эпидемия восстановленных воспоминаний. Она пошла на убыль, когда психологи разработали для терапевтов новые принципы, которые позволяли свести к минимуму влияние на воспоминания клиентов. Сегодня и восстановленные воспоминания, и ложные обвинения встречаются относительно редко. Тем не менее изредка темой новостей становится ложное заявление об изнасиловании в детстве. Самое печальное в таких утверждениях - это то, что они притупляют чувствительность публики к часто происходящим реальным изнасилованиям детей. Мы сможем понять ретроградную амнезию, если предположим, что требуется некоторое количество времени, чтобы переместить информацию из кратковременной памяти в долговременную. Формирование долговременной памяти называется консолидацией (Squire et al., 1993). Консолидацию можно наглядно представить как написание вашего имени па сыром цементе. Стоит Только цементу застыть — и информация (ваше имя) уже прочно сохранена. Но пока цемент застывает, ее можно стереть (амнезия) или перечеркнуть (интерференция).
Вытеснение — бессознательное выталкивание нежелательных воспоминаний из сознания.
Подавление - сознательная попытка выбросить что-либо из памяти.
Воспоминания-вспышки — воспоминания о пережитых сильных эмоциях, которые кажутся особенно яркими.
Яркие воспоминания
|
Весьма вероятно, что у вас остались воспоминания-вспышки, касающиеся того, где вы находились, когда впервые узнали об атаке террористов на Всемирный Торговый Центр в Нью-Йорке. Если кто-то сообщил вам об этом событии, вы сможете вспомнить звонок этого человека, и у вас останутся ясные воспоминания, касающиеся того, как вы реагировали, увидев разрушение башен.
Возьмем классический Эксперимент с консолидацией, в котором крысу помещают на маленькую платформу. Крыса спускается на пол и получает болезненный удар электрическим током. После одного удара током крысу могут снова поместить на платформу, но она уже не спустится вниз. Очевидно, крыса запомнила шок. Запомнит ли она шок, если нарушить процесс консолидации?
Интересно, что один из способов предотвратить консолидацию - это сообщить шок другого рода, так называемый электросудорожный шок (Jarvik, 1964). Электросудорожный шок — это умеренный электрошок мозга. Он не причиняет вреда животному, но действительно разрушает любые сформировавшиеся воспоминания. Если каждый болезненный шок (тот, о котором помнит животное) сопровождается электросудорожным (который стирает воспоминания во время консолидации), крыса будет спускаться вниз снова и снова. Каждый раз электросудорожный шок будет стирать воспоминания о болезненном шоке. (Электросудорожный шок применяется как психиатрическое средство лечения сильных депрессий у людей. Используемая таким способом электрошоковая терапия вызывает также потерю памяти. (См. предыдущую статью, где подробно излагаются детали подобного лечения.)
Что произойдет, если электросудорожный шок проводится, через несколько часов после обучения?
Сравнительно недавние воспоминания легче обрываются, чем более старые (Gold, 1987). Если между обучением и электросудорожным шоком проходит достаточно времени, то эта процедура не влияет на воспоминания. По-видимому, консолидация уже совершилась. Вот почему люди с легкими повреждениями головы, как правило, утрачивают воспоминания только о событиях, происшедших непосредственно перед несчастным случаем. Их более старые воспоминания остаются нетронутыми (Baddeley, 1990). Как вы думаете, забудете ли вы больше, если вы учили материал в течение 8 часов, а потом 8 часов спали, или если вы, заучивая материал, сначала спали 8 часов и потом 8 часов бодрствовали? В обоих случаях проходит 16 часов. Тем не менее в первом случае вы бы забыли меньше. Почему? Потому что когда вы спите после заучивания, консолидации отводится больше времени, прежде чем начнется интерференция (Nesca &Koulack, 1994).
Где в мозге проходит консолидация? В действительности многие части мозга ответственны за намять, однако наибольшее значение имеет гипнокамп. Гиппокамп, по-виднмому, действует как своего рода «переключающая станция» между кратковременной и долговременной памятью (Gabrieli, 1998). Гиппокамп отчасти выполняет эту функцию благодаря росту новых нейронов. Новые нейроны, вероятно, сохраняют Информацию путем установления новых связей в мозге (Macklis, 2001).
Люди, у которых поврежден гиппокамп, проявляют поразительную неспособность сохранять новые воспоминания (Bigler et а!.. 1996). Типичный пример представляет собой пациент, описанный Бренд ой
Мил пер. Через два года после того как во время операции у него был поврежден гиипокамп. 29-летний пациент продолжал считать, что ему 27 лет. Он также сообщал, что, но его мнению, операция прошла только вчера (Milner, 1965). В памяти пациента сохранились отчетливые воспоминания о событиях до операции, однако в дальнейшем он не мог удерживать события в долговременной Памяти и быстро забывал их. (Другими словами, он страдал от антеро - градной амнезии.) Когда его родители переехали в новый дом на несколько кварталов дальше но той же улице, то он ие мог Запомнить новый адрес. Месяц за месяцем он перечитывал одни и те же журналы, и они всякий раз казались ему новыми. Если бы вы познакомились с этим человеком, он показался бы вам совершенно нормальным, так как у него сохранилась кратковременная память. Но если бы вы ушли нз комнаты и вернулись через 15 минут, то он вел бы себя так, как будто никогда вас не видел. Его любимый дядя умер несколько лег назад, но он каждый раз заново горюет, когда ему г оворят о смерти дяди. Так как ему не хватает способности формировать новую длительную память, этот человек живет в вечном настоящем (Hilts, 1995).