Б.С. Братусь [11] полагает, что ценности это осознанные и принятые человеком общие значения его жизни. Они опора для личности, ибо задают не конкретные мотивы и цели, а плоскость отношений между ними. Так, в романе К. Абэ «Женщина в песках» смысловые универсалии выступают в качестве движущей силы (как идеи и как воля), обращенные к действительности. Ориентируясь на нравственные нормы своего мира, Дзюмпэй выбирается из ямы на 46 день.
Однако чем дальше герой уходит от странной деревни, тем более неустанно ведет он мысленный диалог с женщиной, в доме которой жил. Мужчина осознает, что является для нее «огромной подмогой», понимая, что многое изменилось с тех пор, как он появился в доме: по утрам женщина спокойно спит, работу заканчивает на два часа быстрее;освободившись от бытовых забот, она мечтает о простых вещах (радио и зеркало), находя в незатейливой жизни свою прелесть.
Мы понимаем, что Ники Дзюмпэй заботится о женщине: «Как только выберусь отсюда, сразу же куплю приемник и пошлю ей. Истрачу все свои деньги, но куплю ей транзистор» [3]. Переосмысление ценностей героя происходит не случайно, требуются внешние факторы, которые заставляют личность пересмотреть нравственные ориентиры. Теперь для него значимы не социальные связи, положение в обществе, не свобода, а женщина со своим простым мироощущением.
По мнению Е.И. Головахи [12], в основе ценностей личности лежит система воспринятых ею социальных моральных категорий. Ориентируясь в широком спектре смысловых универсалий общества, индивид выбирает из них те, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы последних, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ориентирами. Мы соглашаемся с А.Н. Леонтьевым [18] в том, что система объективных социальных отношений приобретает личностный смысл по мере раскрытия общества и наполнения внутреннего мира личности, взаимодействия, взаимопроникновения субъекта и окружающей действительности. Еще Э. Шпранглер [16] писал, что субъект с его мыслями, переживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, социального по своему характеру. Как духовное существо [35] человек не может рассматриваться в положении уединения, он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом. Иными словами, человеческая душа включена в межчеловеческие связи, она пронизывается общими нравственными категориями жизни.
К.А. Абульханова-Славская [2] высказывает предположение о том, что личность стремится к общению, ибо это главная жизненная ценность. Дополняя теоретические положения автора, Н.М. Магомедов [20] считает, что сам процесс социального взаимодействия человека представляется в виде обмена смысловыми универсалиями. Таким образом, общение позволяет субъекту не только утверждать себя как личность, но и дает возможность постигать нравственные ориентиры, ибо с их помощью индивид персонализируется [27]. Когда Ники Дзюмпэя возвращают в деревню, в нем одновременно поднимается «тоска, серая, как рассвет» [3], и возникает понимание того, что нужно помогать друг другу.