Роль расслабленности в воспринимаемой убедительности | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Роль расслабленности в воспринимаемой убедительности

Для мужчин-коммуникаторов, расположенных на относительно боль­шом расстоянии, девяносто-процентный контакт глазами воспринимался как менее убедительный (1,60), чем пятидесятипроцентный контакт гла­зами (1,74). Для женщин воздействие контакта глазами на относительно небольшом расстоянии также оказалось незначимым (1,96 при 90 % кон­такта глазами и 1,93 при 50 % контакта глазами). Был обнаружен значи­мый эффект (противоположно, по сравнению с мужчинами, направлен­ный), когда говорящая женщина сидела на относительно большом рас­стоянии от своего слушателя. В этом случае ее сообщение воспринима­лось как более убедительное при 90 % контакта глазами (1,75), чем при 50 % контакте глазами (1,67).

Таблица 4.3 также показывает совместное воздействие пола комму­никатора и ориентации. В то время как у женщин-коммуникаторов пря­мая (1,80) ориентация плеч не отличалась по своему воздействию от не­прямой ориентации (1,82), коммуникации мужчин воспринимались как более убедительные, когда ориентация плеч была непрямой (1,97) по срав­нению с прямой ориентацией (1,78). Другими словами, только в случае, когда говорящий был мужского пола, более прямая ориентация плеч умень­шала воспринимаемую убедительность его сообщения.

Было обнаружено четыре взаимодействия второго порядка меж­ду расслабленностью коммуникатора и каждым из следующих факто­ров: пол адресата, пол коммуникатора, расстояние и ориентация плеч. Также была выделена группа трехсторонних и четырехсторонних вза­имодействий и один пятисторонний эффект, включавший фактор рас­слабленности.

Анализ соответствующих внутриклассовых средних по­казывает, что воздействие расслабленности на воспринимаемую убе­дительность носило устойчиво параболический характер, так что, с не­значительными отклонениями, внутриклассовые средние соответству­ют основным эффектам расслабленности, указанным в таблице 4.3. Среди этих эффектов наиболее сильным и интересным является взаи­модействие пола коммуникатора и расслабленности, которое также представлено в таблице 4.3.

Эта взаимосвязь успешно обобщает роль расслабленности в воспринимаемой убедительности и оставшиеся эффекты, включающие расслабленность, предполагая лишь незначи­тельные колебания внутри этого общего паттерна. В то время как внут­риклассовые средние для возрастающих степеней расслабленности коммуникатора на воспринимаемую убедительность составили 1,95, 2,69, 1,64 и 1,24 для говорящих мужского пола, соответствующие внут­риклассовые средние для женщин-коммуникаторов оказались равны­ми 2,25, 2,23, 1,67 и 1,17. Другими словами, легкое напряжение в позе мужчин-коммуникаторов значимо снижало воспринимаемую убеди­тельность по сравнению с легкой расслабленностью. Для женщин, как легкое напряжение, так и легкая расслабленность оказывали сходное воздействие, сильно отличавшееся от эффектов умеренной и крайне выраженной расслабленности.

Исходя из анализа вариативности можно предположить, что при зна­чимости, установленной на уровне 0,01, общее число значимых эффек­тов, возникновение которых могло быть обусловлено лишь случайнос­тью, будет меньше семи. Реально полученное количество значимых воз­действий составило 24, что позволяет положительно решить вопрос о сравнении с количеством случайно возникающих эффектов.

Обобщая, можно сказать, что гипотезы относительно воздействия расстояния и расслабленности нашли свое подтверждение в ходе этого декодировочного эксперимента. Непрямая ориентация плеч усиливает, вос­принимаемую убедительность больше, чем прямая ориентация, только если говорящие мужчины. Более того, и для мужчин, и для женщин, которые сидели на маленьком расстоянии от слушателя, не было выявлено воздей­ствий, обусловленных контактом глаз. Однако, когда мужчина-коммуникатор сидел на большом расстоянии от слушателя, возрастающие степени контакта глаз воспринимались как менее убедительные, в то время как в случае расположенных на большом расстоянии от слушателя женщин-коммуникаторов возрастающая степень контакта глазами воспринималась как более убедительная. Таким образом, гипотеза, касающаяся контакта глаз, в общем, в ходе данного эксперимента не подтвердилась.,


Comments are closed.