http://morevokne.ru/

Тюрки

Древние тюрки — племя-гегемон Тюркского каганата во главе с родом Ашина. В русскоязычной историографии для их обозначения часто применяется термин тюркю́ты. По физическому типу древние тюрки (тюркюты) были монголоидами.

Кочевой образ жизни ограничивал развитие искусства, преобладало производство керамики, оружия и тканей. Однако тюркские кочевые племена внесли определенный вклад в развитие монументальной скульптуры. Речь идет о так называемые каменные бабы. Это, с одной стороны, —вид курганной каменной пластики, которая была родословной сакральной скульптуры, которая существует в украинских просторах с периода неолита: антропоморфные стелы индоевропейцев, скульптуры киммерийцев, скифов, надмогильная пластика городов Боспорского царства, греческих полисов, скульптуры слов ‘племен. С другой —в каменных баб каноны пропорций немного не такие, они ближе к некоторых скифских статуй, здесь особенно большие головы, средней величины руки и совсем маленькие ноги. С большой тщательностью вырезаны детали оружия, одежды и т.п.. Отдельные монументальные скульптуры изображают мужчин-воинов, другие —женщин. Одежда говорит, что это знатные женщины, вероятно, женщины выдающихся воинов-героев. «Каменные бабы»занимают широкие просторы Монголии до Карпат, множество скульптур обнаружены на территории славянских племен. Один из таких памятников внушительных размеров стоял у южного древнерусского г. Тмутаракань. Памятник упоминается в «Слове о полку Игореве»как «Тмутараканский болван». Тюркскими языками воина-героя называли «палван», сами тюрки эти каменные изображения называли «Палван». В славянской и древнерусском языках эта тюркская название было своеобразно трансформирована из «полван»на «болван».

Каменные бабы

Каменные бабы

Особой приметой степных «каменных баб»являются скульптурные пластические качества. Материалы здесь одинаковы: известняк, песчаник или гранит. Скульптурная форма обобщенная, удачно предусмотрена защита от атмосферных осадков, в частности отсутствует ажур, который мог способствовать эрозии статуй. Статуи сплошные, что придает им примет монументализма. Хотя «каменные бабы»и отличаются чертами от славянских идолов, однако ощущение материала, понимание пластических и декоративно-монументальных качеств здесь общее. Категорийные «каменные бабы», как и вся древняя каменная монументальная пластика, —это произведения символического, онтологического искусства, они глубоко духовны по форме и содержанию.

Многочисленные образцы тюркских «каменных баб»на территории Юга Украины —проявление идеологии этносов степи, в народном поэтическом творчестве зафиксировали ко-чивничий образ жизни. Северная граница распространения этих статуй —Южная Киевщина, на Западе они достигают территорий Лемковщины, редко встречаются в Галичине. Они олицетворяют своеобразную философию степи, которая воспета даже в знаменитой персидско-таджикской поэме Фирдоуси «Шах-наме»(X в.) «Все в мире покроется тенью забвения, и только двое останутся вечными, это подвиг героя и мысль мудреца». Именно такой идеологии увековечению бытия народов степи посвящена степная пластика. Половецкие «каменные бабы»—последний завершающий этап степной пластики, существование которой фиксирует еще в IV тыс. до н. есть. антропоморфная пластика индоевропейских племен, а конечный этап достигает первой половины XIII в.

Художники, создававшие скульптуру в I тыс. н. е., действовали в гуще событий, которые отразились на социокультурном развитии тогдашнего мира. Кочующая стихия, пронеслась степной полосе Украины, не смогла прервать длительного культурного бытия славянских народов. Свидетельство этого —скульптура античных полисов Северного Причерноморья и степной пластика кочевых племен. Были созданы каменные изваяния, мелкая металлопластика, украшения одежды, оружие и доспехи лошадей.За I тыс. на наших землях параллельно с язычеством существовало и постепенно утверждалось христианство. В славянский быт входила новая религия. На конечном этапе славянского язычества, то есть в X в., Князь Владимир сделал попытку его утвердить. Он поставил в Киеве серию скульптур «родных»богов, выполненных из дерева. До сохранились лишь редкие образцы выполненной из дерева культовой языческой скульптуры.

Христианство X-XIII вв. пыталось уничтожить славянские каменные и деревянные «идолы»как чужую духовность.

Исторически славяне зафиксированные в первой половине I тыс. за этнонимами, как анти, венеды и склавины. Археологически —это культуры Зарубинецкая, Поенешти-Лушакивська, Пшеворска, латенское, липицкой, Черняховская, культура карпатских курганов и Киевская. Памятники скульптуры оставили лишь некоторые из них. Вероятно, у славян были тесные контакты с соседними народами, в частности жителями периферийных Римской империи —фракийцами, кельтами, сарматами. Постепенное утверждение христианства в славянских племенах зафиксировано археологически христианскими ритуалами погребения периода Черняховской культуры, находками формочек для изготовления металлических крестов и другими культовыми предметами.

Интересной скульптурной находкой среди древностей пшеворской культуры является чеканная в бронзе декоративная ажурная пластина с антропоморфными и зооморфными мотивами, украшавшая ножны и ст. н. есть. На вертикальной пластине (21×5 см) изображены пять отдельных сцен, расположенных в прямоугольных рамках разной величины, которые соответственно составляют три яруса изображений. Доминирующий и самый большой —центральный ярус, что составляет одну композицию, и верхний и нижний ярусы, содержащие по две меньшие по размеру композиции.

Такая тройственность ярусов традиционная во многих культурах и произведениях искусства Востока и Средиземноморья, она прослеживается в Золотой пекторали из Толстой Могилы, в композиции Збруцкого идола. Зооантропоморфных образы пластины позволяют сравнить их с сюжетами искусства других обществ того времени, в частности с мотивами индоевропейской мифологии, и прокомментировать их. Основной смысл изображения на пластине определяет идея генезиса рода, племени. (Приложение 1, гл. 34).

Центральная сцена изображает священный брак героя. Она трактуется как акт божественного брака, предшествующего рождению героического первопредка. В единичных дежурных сценах центральная тема развивается по-своему. Образ всадника в нижней сцене символизирует борьбу Бога героя с силами Хаоса, в результате победы которого в этой дуалистической битве происходит стимулирование плодородных сил природы, поголовье скота, увеличивается численность потомков героя. Зооморфные и фантастические образы раскрывают сущность основной сцены, есть сопутствующие действия сакрализирована сил природы, призванных к жизни божественностью героя-прапредки. Здесь изображены баран (символизирует благодать земледельческого жизни), волк-чудовище (известный в индоевропейской мифологии;в славянской мифологии отождествлялся с богом животных Велесом-Волосом), грифон (популярный символ древнего искусства, воплощает огненное начало Вселенной) и другие.

Функция пластины, украшавшая влагалище меча, —освящение оружия, самоутверждения рода, уважения Бога прапредки. За этим стоит идея внутренней и внешней консолидации племен, которые находились в мирных отношениях. Пшеворска культура бытовала на украинских землях в III ст., Затем происходила ее интеграция с племенами Черняховской культуры.На территории поселения племен Черняховской культуры найдены интересный скульптурный культовый памятник, так называемый священный жертвенный камень из с. Обухова. В этой местности исследованы группировки черняховских поселений, расположенных недалеко друг от друга. Рядом с одним из этих поселений найдено святилище с двумя открытыми очагами —алтарями и упомянутый камень. Камень в форме нерегулярного четырехугольника, подобного четырехугольного по форме Збруцкого идола, имеет заложенную семантику космогонической символики квадрата. В одном из углов вырезанная схематическая форма лица, остальные жертвенного камня покрывают петрогли-фи: схематические рисунки животных (тельца), человека, знака, похожего на трезубец с крестом, ряд других графем, напоминающие сарматские тамгообразный знаки.

Черняховской и Киевской культур, является объектом утра XX ст. Рельеф открыл 1883 возле с.Буша на Поднестровье (Ямпольский район Винницкой обл.) Профессор Киевского университета В. Антонович. Он также осуществил описание этого памятника (Антонович, 1896). Рельеф изображает (вероятно, женщину) в молитвенной позе колени перед деревом, на дереве сидит петух, за спиной человека на холме стоит олень.

Существуют разные версии принадлежности изображенного на рельефе ритуала до определенного культа и мировоззрения. Мнения ученых «расходятся между тремя вариантами: язычеством, христианством и возможностью начала памятники во времена язычества и использования ее до позднего Средневековья. Различия в интерпретации содержания вытекают из того, что символические образы: петух, олень, дерево, а также характер сюжета не противоречат как языческом, так и христианскому мировоззрению «.

Современные Тюрки (тюркоязы чные народы, 16 народов тюркской языковой группы) — этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках. Крупнейшая территория расселения — в России, а численность населения — в Турции.


Добавить комментарий