Заправка газовых баллонов пропаном | morevokne.ru | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Заправка газовых баллонов пропаном.

Сжиженный углеводородный газа пропан бутан является экологически чистым и экономически выгодным топливом, которое активно используют, как для удовлетворения коммунально-бытовых нужд, так и для заправки переведенных на газ автомобилей. В качестве емкости для хранения и потребления пропан бутана, как один из вариантов, используют газовые баллоны под пропан. Среди которых можно выделить две основные категории:

  1. Автомобильные. Такие устанавливают на автомобиле, для использования пропан бутана вместо бензина. Заправка газа производится на АГЗС – автомобильные газозаправочные станции. Максимальный объем заправки составляет 85 % от объема баллона по паспорту. В корпус вмонтировано ГБО – газобаллонное оборудование, оно и осуществляет контроль за тем, чтобы заправленное количество литров не превысило допустимое значение.
  2. Бытовые. Сфера применения бытовых газовых баллонов огромная. В первую очередь это дачи, особенно где нет возможности использовать природный магистральный газ. Несмотря на появление композитных газовых баллонов, качество и надежность которых в разы лучше баллонов сварочное стальной конструкции, вторые пользуются наибольшим спросом, поскольку цена на них значительно ниже. В отличии от автомобильных, заправка бытовых газовых баллонов должна производиться на специальном оборудовании, которое способно контролировать во время заправки массу газового баллона вместе с заправленным в него газом.

В последние годы увеличилось количество взрывов газовых баллонов с пропаном, особенно это касается бытовых. Одной из распространенных причин таких трагических событий является грубейшие нарушения правил заправки сжиженного газа.

Требования к заправке газовых баллонов.

Заправка бытовых газовых баллонов с соблюдением нормативных требований.

В каждой компании обязана быть разработана инструкция по заправке газовых баллонов основанная на требованиях со стороны Ростехнадзора. Прежде чем приступить к процессу заправки газом, оператор газонаполнительного пункта обязан произвести предварительный осмотр.

  1. Состояние баллона. Вам могут отказать в заправке если Ваш газовый баллон:
    • не имеет паспорта. Для бытовых газовых баллонов сварочно-стальной конструкции — это прикреплённая к корпусу металлическая пластина (шильдик) с выбитыми на ней индивидуальными данными данного баллона.
    • имеет следующие дефекты: трещины, глубокие риски, значительные следы коррозии, признаки раздутия баллона, подозрение на неработоспособность вентиля. При открытии запорного вентиля должно быть чуть заметное шипения. Даже если газовый баллон пустой в нем всегда должно оставаться небольшое внутреннее давление
  2. Техническое освидетельствование. На приведенном выше рисунке указаны три пары цифр (см. 3): первые две обозначают месяц выпуска, вторая пара год выпуска и последние две цифры год прохождение следующего освидетельствования. Если месяц и год освидетельствования в прошлом, то заправка газового баллона запрещена.

Безусловно, в каждой организации будут еще другие пункты, но эти требования должны быть выполены в обязательном порядке.

Согласно приказа Ростехнадзора №532 от 15.12.2020 заправка газовых баллонов пропаном должна производиться на весовом оборудовании карусельного или напольного типа. После окончания заправки, газовый баллон должен быть подвернут контрольному взвешиванию на контрольных весах. Если его вес превысит допустимое значение, то излишки сжиженного газа должны обязательно откачаны в специально отведенную для этих целей емкость.

Среди всех параметров газового баллона для процесса заправки важны: МП – масса пустого баллона и МГ – масса баллона с газом, обозначенные соответственно на рисунке как: 1 и 2. Указанное значение МГ – это и есть то самое максимально-разрешенное значением массы газового баллона в заправленном состоянии, превышение которого категорически запрещено. Разница между значениями МГ и МП дает количество килограмм, которое разрешено заправить в баллон.

Сколько литров газа можно заправить в газовый баллон.

Как уже упоминалось выше, в автомобильный газовый баллон можно заправить не более 85 % от его паспортного значения. Если баллон на 120 литров, то не более 102 литров сжиженного газа пропан бутан, и никакие килограммы здесь не учитываются.

Вот с бытовыми все сложнее, поскольку баллон считается заправленным полностью в том случае, если его вес равен максимально разрешенному (МГ), а количество литров не важно. В связи с этим возникает не мало претензий от клиентов. Многие считают, что их обманывают, заправляя меньшее количество литров сжиженного газа. На самом деле все так и должно быть, поскольку вес 1 литра газа зависит, как от температуры, так и от процентного соотношения пропан-бутан.

На приведенном выше рисунке максимально разрешенная масса, находящегося внутри баллона, сжиженного газа составляет: МГ – МП = 43,3 – 21,8 = 21,5 кг. Покажем на примерах как будет различаться количество литров.

  1. Предположим, заправка газового баллона производится зимой с температурой воздуха минус 22 °C, а процентное содержание пропана составляет – 75% (зимний газ). Тогда плотность сжиженного газа будет: P=0,574 литр/кг. При таких данных в данный газовый баллон необходимо заправить: 21,5/0,574=37,5 литров газа, чтобы он был полным.
  2. Пусть, заправляется тот-же баллон, но летом при температуре воздуха плюс 25 °C сжиженным газом с содержанием пропана 40% (летний газ). В таком случае плотность газа будет - 0,536 литр/кг., а в баллон потребуется заправить 40,11 литров.

Отметим, что разница довольно существенная, но это правильно, и так должно быть.

Примечание: в приведенных расчетах предполагается, что емкость газозаправочного пункта надземная, поэтому, температура сжиженного газа приблизительно равна температуре воздуха.


Comments are closed.