Сохранение памятников Чуйского тракта на Алтае в целях развития туризма | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Сохранение памятников Чуйского тракта на Алтае в целях развития туризма

В мировой практике историко-культурное наследие используется чрезвычайно широко в различных сферах жизни общества. Многие объекты являются символом, своеобразной визитной карточкой ряда стран. Указывая, на глубокие корни и богатую историю того или иного народа, они повышают престиж страны, региона, конкретного населённого пункта. Во многих странах туризм в значительной степени базируется на использовании культурного наследия и включает в себя посещение древних памятников, музеев, памятных мест и пр.

Алтай сегодня является перспективным туристским регионом, красочные пейзажи и культурно-историческое наследие, которого ежегодно привлекают большое количество туристов. Одним из наиболее ярких и запоминающихся мест Алтая является Чуйский тракт, самая знаменитая дорога, дающая выход России в Монголию.

Складывающиеся тысячелетиями комплексы археологических памятников занимают иногда значительные площади. Для обозначения подобных территорий в археологической литературе используется ряд терминов: «историко-ландшафтная зона», «археологическая территория», «уникальная археологическая территория». Наиболее семантически емким представляется термин «историко-ландшафтная зона», так как он содержит важнейшие для предмета обозначения признаки: гармоничность существования археологических (исторических) объектов в природной среде;определенная степень сохранности природного фона (ландшафта), в каком складывались и развивались древние этносы. По преимуществу приспособленный характер существования древних не нарушал природного равновесия. Именно поэтому археологические объекты искусственного происхождения (курганы, городища, изваяния и др.) адекватно воспринимаются лишь на фоне сохранившихся ландшафтов. Но, к сожалению, в результате воздействия естественных и антропогенных факторов степень сохранности первозданного природного фона историко-ландшафтной зоны, безусловно, оставляет желать лучшего. В наше время ежегодно утрачиваются десятки памятников истории и культуры не только вдоль Чуйского тракта (у сел Туэкта, Каракол, Курата, и др.), но и на Алтае в целом.

Проблему сохранения историко-археологических ландшафтов на Алтае можно решить только путем создания музейно-заповедных зон, музеев археологии под открытым небом, которые давно стали основой в мировой практике развивающейся системы современного туризма. При этом подходе археологические ландшафты могут быть сохранены, а экономический эффект их использования с учетом специфики и исторической значимости будет значительно выше, чем при использовании археологических ландшафтов в хозяйственных целях с их неминуемым исчезновением. Важно подчеркнуть, что туристская деятельность не вредит, а, наоборот содействует созданию условий действенной охраны археологического наследия от разрушения человеком и силами природы.

В связи с наметившимся приоритетным развитием индустрии туризма на Алтае нужны безотлагательные меры по сохранению и частичному использованию в туристских целях заповедных зон, исторических ландшафтов и памятников. В качестве примера предполагается использовать шведский опыт многоуровневой музеефикации для целей экологического туризма, а также уже накопленный опыт использования культурного наследия в сфере туризма в России (Новгород, Псков, Челябинская, Кемеровская области и др.). Имеется и некоторый опыт использования археологических объектов в туристских целях и на Алтае (Денисова пещера, курганы в долине р. Сентелек, археологический парк «Перекресток миров», Чултоков лог и др.).

Представляется необходимым объявить вдоль Чуйского тракта заповедными историко-ландшафтными зонами:

 

  1. Территорию археологических памятников, расположенных у с. Туэкта. Основу комплекса составляют большие «царские» курганы скифского времени. Всего памятник включает 197 курганов и большое количество балбалов и выкладок.
  2. Комплексы уникальных археологических памятников в долине р. Каракол, с курганами неолита, скифской эпохи, средневековья, с уникальными петроглифическими комплексами Бичикту-Бом и др., составляющими единый природно-исторический комплекс.
  3. Приоритетными объектами для создания музеев под открытым небом является петроглифический комплекс «Калбак-Таш», насчитывающий более 5 тысяч рисунков разных эпох.
  4. Район древнего святилища на высокой левобережной Катунской террасе вблизи впадения р. Большой Яломан в р. Катунь. Здесь зафиксировано 183 сооружения шести погребально-поминальных комплексов Яломан. Обнаружены древнее городище, курганы, петроглифы.
  5. Комплекс археологических памятников расположенных в долине р. Юстыд в Чуйской степи.
  6. Локальными объектами, но меньшими по площади, требующими также сохранения в виде простой музеефикации (щиты с пояснениями, указатели и др.), могут быть выделены: урочище Чултоков Лог, курганный могильник Балык-Соок, Ининские стелы, крепость Бичикту-Кая, наскальные рисунки Чуй-Оозы, Чуйский оленный камень (Адыр-Хан), Куэхтонарские печи и др.

 

Археологи неоднократно предлагали осуществить музеефикацию этих мест (Мартынов А.И., Шульга П. И., Молодин В.И. и др.). Немаловажным фактором здесь являются кроме уникальности этих памятников, достаточная доступность для посещения благодаря близости Чуйского тракта. Из-за хорошей дорожной привязки этих ландшафтов их музеефикация будет недорогой. Так, Мартыновым А.И. в 1997 г. был предложен проект археологического музея-заповедника «Каракол», это должен быть музей открытого типа как природно-археологический, расположенный на территории с. Каракол - с. Бичикту-Бом - с. Боочи до каменных курганов пазырыкского типа. Разумеется, для создания подобных музеев потребуются немалые усилия, однако существует опыт, вполне применимый к нашим условиям и позволяющий с наименьшими затратами ощутить посетителю свою сопричастность древности.

На древнейшей коммуникации Алтая - Чуйском тракте сохранились как элементы древней истории археологические памятники, так и объекты, свидетельствующие об истории строительства тракта в конце XIX начале XX вв., которые в настоящее время еще не достаточно используются в целях познавательного туризма, но также нуждаются в сохранении.

Подвесной мост через р. Катунъ постройки 1936 г. инженера С.А Цаплина у с. Иня.

Подвесной мост через р. Катунъ постройки 1936 г. инженера С.А Цаплина у с. Иня.

Наиболее интересные из них:

  1. Участок колесной дороги начала XX в.. на перевале Чике-Таман представляющий собой конно-тележная тропу, угол и кривизна поворотов, градус подъема которой не оставляют сомнений, что это не автомобильная дорога. На Чике-Тамане сохранился и участок автодороги постройки 30-х гг. XX в. с щебеночным покрытием, по которой еще совсем недавно проходил транспорт. Все участки можно наблюдать с современной дороги перевала.
  2. Участок колесной дороги начала XX в. с подпорной и оградительной стенкой, выполненной сухой кладкой из дикого камня между устьями рек Большой и Малый Яломан. К этому участку можно подняться пешком в районе Большого Яломана от автотрассы и пройти по склону горы. В районе Малого Яломана есть уникальный участок, который иллюстрирует историю дороги за последние 200 лет (участок современной автомобильной трассы, участок с каменной подпорной стенкой 1930-х годов, участок колесной дороги начала XIX века и вьючная тропа).
  3. Участок старой дороги на Белом Боме, где хорошо сохранились оградительные стенки из дикого камня длиной в несколько сот метров. С этого участка, расположенного на склоне горы над современной автодорогой, открывается прекрасный вид на долину р. Чуй.
  4. Подвесной мост через р. Катунъ постройки 1936 г. инженера С.А Цаплина у с. Иня. Этот мост имеет уникальную конструкцию двухцепной подвесной системы, которая применена при строительстве данного моста впервые в мире. Мост вошел в советские учебники по мостостроению, монументальные труды по архитектуре мостов. Мост Цаплина был закрыт для проезда в 1970 г. с введением в строй нового капитального моста через р. Катунь и сохранился как пешеходный. Ни охраной, ни консервацией, ни тем более реставрацией этого уникального архитектурного сооружения никто не занимался. Мост имеет несомненную историческую и архитектурную ценность.
  5. Усадьбы и торговые дома купцов-чуйцев конца XIX- начала XX вв. Отдельного внимания заслуживает роль бийских купцов в развитии и строительстве Чуйского торгового пути. В г.Бийске и в отдельных селах на Чуйском тракте сохранились постройки того времени, например, дом-усадьба купца Попова в с. Шебалине, на месте которой можно воссоздать жилой и хозяйственный комплекс одного из первых предпринимателей на Чуйском тракте.
  6. Памятник Кольке Снегиреву герою легендарной песни "Есть по Чуйскому тракту дорога".
  7. Памятник строителям и водителям Чуйского тракта

В концепциях музея нового типа историко-культурные памятники рассматриваются не как отдельные объекты. Новый музей - это историко-экологический музей-заповедник со всеми прилегающими к нему историко-культурными ценностями: ландшафтом, археологическими, историческими памятниками и памятными местами, действующими музеями, сохранившимися традиционными промыслами и предметами быта - всем тем, что составляет культурный потенциал данной местности и может быть организовано и использовано как историко-культурная среда.
Таким образом, для сохранения историко-культурного наследия Чуйского тракта и его прилегающей территории приоритетными являются следующие направления - создание историко-культурных и ландшафтных заповедных зон и организация на их основе музейных комплексов с целью развития историко-культурного туризма.

Памятники Чуйского тракта видео

 


Comments are closed.