Социальное взаимодей­ствие | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Социальное взаимодей­ствие

Невербальное поведение играет важную роль во многих ситуациях социального взаимо­действия, особенно если коммуникатор или не мо­жет, или не хочет выражать свои чувства откры­то. Экман и Фризен (Ekman and Friesen, 1969а) приводят следующую уместную здесь цитату из более ранней работы, посвященной этой теме.

Некоторые действия, которые мы обычно по привычке связываем с определенными психоло­гическими состояниями, могут частично подав­ляться при помощи волевого усилия, и в таких случаях мышцы, наименее подвластные созна­тельному контролю, скорее всего, продолжат дей­ствовать. Так происходят движения, которые мы называем экспрессивными. В определенных слу­чаях для проверки одного привычного движения требуется совершить дополнительные легкие дви­жения;такие движения тоже являются экспрес­сивными (Darwin, 1965, с. 28).

Тог, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слы­шать, может быть уверенным в том, что человеку не дано хранить секреты. Если его губы молчат, разговаривают кон­чики пальцев;то, что он хотел скрыть, сочится из каждой поры на его теле (Freud, 1959, с. 94).

Концепция вытеснения в психоаналитичес­кой теории, например, понимает невербальное по­ведение как средство постижения «непринимае­мых» чувств клиента (Deutsch and Murphy, 1955). И действительно, ранние неформальные обсуж­дения психоаналитиками последствий вытесненил и формирования реакции, по всей видимости, оказали воздействие н. изучение невербального поведения. Современные исследования невербального поведения развивались по множеству направлений.

Но в свете всего того, что сейчас известно о значении различны движений, выражений лица, имплицитных сторон речи, а также позы и положения, представляется необходимым вновь обратиться к некоторым вопросам, с которых началось исследование имплицитного поведения Какие случайно допускаемые человеком во время разговора действия помогают определить его проблему, дискомфорт или умышленное иска­жение? Исследователи надеялись, что изучение этого вопроса даст важные результаты дня более широкой сферы применения с их помощью можно будет определять паттерны поведения в тех ситуациях социально­го взаимодействия, в которых имплицитная передача отношений пли бо­лее приемлема, или становится обязательным побочным эффектом чувств говорящего. Примерами таких, часто не вербализуемых отношений мо­гут служить чувства клинициста по отношению к клиенту, недовольство или разочарование работника по отношению к работодателю, разговор учителя с родителями непослушного ребенка, или не выраженная слова­ми ссора любовников.

Названия переменных в таблице 8.1 сами себя объясняют. Показатели скорости, кроме уточненных ниже, измерялись по числу единиц (движений или высказываний) в минуту. Скорость речи, громкость речи и голосовая активность (то есть комбинация интенсивности и общей частоты) оценивались по шкалам от 0 до 4. Позитивный или негативный харак­тер голосовых компонентов и вербального содержания оценивались по I шкале от - 2 до +2. Высказыванием считалось простое предложение или главная часть сложного;высказывания испытуемых также подразделялись • на «утверждения», «вопросы» и «ответы». Речевые подкрепления (напри, мер, «да», «ага», «правда ?» или «гм») считались отдельной категорией и I не входили в число высказываний. Длительность речи испытуемого (или I помощника) составляла процент периода ожидания, в течение которого ;он разговаривал.

Таблица 8.1. Факторы, характеризующие социальное взаимодей­ствие, в исследовании Меграбяна (1971b)

Направление наг­
рузки на фактор
Фактор 1: поведение аффилиации
1. Общее число высказываний в минуту(+)
2. Число утверждений в минуту<+)
3. Число вопросов в минуту(+)
4. Процент длительности речи испытуемого(+)
5. Процент длительности речи помощника(+)
6. Процент длительности контакта глазами с помощником(+)
7. Кивки головой за минуту(+)
8.. Приятность выражения лица(+)
9. Количество вербальных подкреплений в минуту(+)
.10. Позитивное вербальное содержание(+)
11. Жесты кистью и рукой в минуту(+)
12. Приятность голосовых проявлений(+)
Фактор II: Реактивность по отношению к объекту
1. Голосовая активность(+)
2. Громкость речи(+)
3. Скорость речи(+)
Фактор III: Расслабленность
1. Движения ноги и ступни в минуту(-)
2. Раскачивания(")
3. Наклоны тела в минуту(+)
Фактор IV: Интимность (или близость расположения)
1. Ориентация плеч в сторону от помощника(+)
2. Расстояние от помощника(-)
Фактор V: Поведенческий показатель дистресса
1. Процент продолжительности расхаживания(+)

Comments are closed.