Невербальное поведение играет важную роль во многих ситуациях социального взаимодействия, особенно если коммуникатор или не может, или не хочет выражать свои чувства открыто. Экман и Фризен (Ekman and Friesen, 1969а) приводят следующую уместную здесь цитату из более ранней работы, посвященной этой теме.
Некоторые действия, которые мы обычно по привычке связываем с определенными психологическими состояниями, могут частично подавляться при помощи волевого усилия, и в таких случаях мышцы, наименее подвластные сознательному контролю, скорее всего, продолжат действовать. Так происходят движения, которые мы называем экспрессивными. В определенных случаях для проверки одного привычного движения требуется совершить дополнительные легкие движения;такие движения тоже являются экспрессивными (Darwin, 1965, с. 28).
Тог, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может быть уверенным в том, что человеку не дано хранить секреты. Если его губы молчат, разговаривают кончики пальцев;то, что он хотел скрыть, сочится из каждой поры на его теле (Freud, 1959, с. 94).
Концепция вытеснения в психоаналитической теории, например, понимает невербальное поведение как средство постижения «непринимаемых» чувств клиента (Deutsch and Murphy, 1955). И действительно, ранние неформальные обсуждения психоаналитиками последствий вытесненил и формирования реакции, по всей видимости, оказали воздействие н. изучение невербального поведения. Современные исследования невербального поведения развивались по множеству направлений.
Но в свете всего того, что сейчас известно о значении различны движений, выражений лица, имплицитных сторон речи, а также позы и положения, представляется необходимым вновь обратиться к некоторым вопросам, с которых началось исследование имплицитного поведения Какие случайно допускаемые человеком во время разговора действия помогают определить его проблему, дискомфорт или умышленное искажение? Исследователи надеялись, что изучение этого вопроса даст важные результаты дня более широкой сферы применения с их помощью можно будет определять паттерны поведения в тех ситуациях социального взаимодействия, в которых имплицитная передача отношений пли более приемлема, или становится обязательным побочным эффектом чувств говорящего. Примерами таких, часто не вербализуемых отношений могут служить чувства клинициста по отношению к клиенту, недовольство или разочарование работника по отношению к работодателю, разговор учителя с родителями непослушного ребенка, или не выраженная словами ссора любовников.
Названия переменных в таблице 8.1 сами себя объясняют. Показатели скорости, кроме уточненных ниже, измерялись по числу единиц (движений или высказываний) в минуту. Скорость речи, громкость речи и голосовая активность (то есть комбинация интенсивности и общей частоты) оценивались по шкалам от 0 до 4. Позитивный или негативный характер голосовых компонентов и вербального содержания оценивались по I шкале от - 2 до +2. Высказыванием считалось простое предложение или главная часть сложного;высказывания испытуемых также подразделялись • на «утверждения», «вопросы» и «ответы». Речевые подкрепления (напри, мер, «да», «ага», «правда ?» или «гм») считались отдельной категорией и I не входили в число высказываний. Длительность речи испытуемого (или I помощника) составляла процент периода ожидания, в течение которого ;он разговаривал.
Таблица 8.1. Факторы, характеризующие социальное взаимодействие, в исследовании Меграбяна (1971b)
|