Роль неосознаваемой информации | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Роль неосознаваемой информации

Широко известны многочисленные эксперименты, в которых дока­зывается роль неосознаваемой информации в процессе осознания предъ­являемых стимулов. Так, А. Марсел в своем эксперименте обнаружил так называемый эффект семантического предшествования.

Эксперименты, подтверждающие существование этого эффекта, на­вели нас на мысль о присутствии данного явления в случае решения зада­чи на узнавание ранее предъявленных стимулов. Это позволило сформу­лировать проблему исследования: существует связь между скоростью и точностью опознания ранее предъявлявшегося стимула в новом стимульном ряду и предшествующим неосознаваемым предъявлением семантиче­ски связанного с ним слова.

Цель исследования: установить зависимость скорости и точности опознания ранее предъявлявшихся стимулов от порогового предъявления семантически связанных с ними слов.

Теоретическая гипотеза исследования: неосознаваемое семантиче­ское предшествование связано с актуальным осознаванием.

Эмпирическая гипотеза: ранее предъявлявшийся стимул в новом стимульном ряду опознается точнее и за меньшее время, если первому его предъявлению предшествовало неосознаваемое предъявление семантиче­ски связанного с ним слова.

Общая характеристика процедуры исследования

Объектом данного исследования является гетерогенная группа из 15 человек в возрасте от 12 до 68 лет.

Предмет исследования: точность и скорость опознания стимула в стимульном ряду.

Для исследования был выбран метод предъявления лексических сти­мулов с помощью программы Stimul, позволяющей варьировать условия предъявления (размер и цвет шрифта, цвет фона, время предъявления). Ответы испытуемые фиксировали путем нажатия на клавишу.

В качестве стимульного материала использовались пятибуквенные слова, относящиеся к разным семантическим группам и выровненные по частоте встречаемости в речи. На первом этапе было отобрано 150 слов, сто из которых объединили в связанные по смыслу пары. Для второго опыта применялось 100 слов из первого стимульного ряда (50 «одиноч­ных» стимулов и 50 «парных») и 100 новых слов.

Проведение процедуры исследования. На первом этапе исследова­ния каждому испытуемому давалась инструкция: «На экране вам будут предъявляться слова. Вы должны их запомнить. Будьте внимательны: сло­ва будут предъявляться на короткий промежуток времени». После этого на белом фоне предъявлялись слова, написанные черным шрифтом (раз­мер 64). Стимулы предъявлялись в следующем порядке: первое слово на 20 мс, затем слово, связанное с ним по смыслу, на 1000 мс, затем слово, не связанное с первыми двумя, на 1000 мс. Межстимульный интервал 500 мс.

На втором этапе испытуемые получали следующую инструкцию: «На экране вам будут предъявляться слова. Если вы увидите слово, кото­рое предъявлялось вам в прошлом ряду, вы должны как можно быстрее нажать на клавишу «пробел»». После чего испытуемым в случайном для них порядке предъявлялось 200 слов. Время предъявления стимула на этом этапе 1500 мс, межстимульный интервал 500 мс


Comments are closed.