В русской пословице «ждать и догонять хуже некуда» словосочетание «хуже некуда» со всей определенностью и недвусмысленностью передает драматизм эмоциональных переживаний индивида, оказавшегося в ситуации неопределенности: «ждать и догонять».
Положительные результаты не гарантированы, исходы не предрешены. Несмотря на то, что в процессе филогенеза человеческая психика обрела специфические способы совладания и преодоления напряженности ситуаций неопределенности, попадание в них нередко оказывается для индивида не только драматичным, но и фатальным. Как показал в своих работах Г.Бейтсон, систематическое попадание индивида в ситуации неопределенности, прояснить которые или выйти из которых индивид не может, формирует у него симптомы шизофрении [2]. Однако, попадание индивида в ситуацию неопределенности может иметь для него не только негативные, но и позитивные последствия. Покажем это на примере ситуаций неопределенности, которые Г.Бейтсон называет «двойной зажим».
Двойной зажим, по Бейтсону, это коммуникативная ситуация, нередко возникающая в процессе общения между людьми, суть которой заключается в том, что индивид, включенный в ситуацию, получает от своего партнера или партнеров сообщение, различные аспекты которого могут противоречить или даже взаимоисключать друг друга.
Вербальная часть сообщения может не совпадать по смыслу или даже отрицаться невербальной составляющей этого же сообщения. Например, уставший от общения со своим полуторагодовалым сыном отец раздраженно говорит ему: «А давай еще поиграем в машинки.». Те, кто имел счастье много общаться с детьми, знают, что активность ребенка в таких ситуациях резко меняет направленность (дети начинают капризничать, плакать, становятся пассивными) и в конце концов они «достаются» другому взрослому. Добившийся желаемого результата отец облегченно вздыхает про себя, а вслух говорит матери ребенка: «Поиграй с ним теперь ты! Видишь, он от меня устал». Кстати, если причина отцовского раздражения кроется не в ребенке, а в отношениях с женой, то заключительная фраза будет другой. Что-нибудь вроде: «Что за плаксу и капризу ты воспитала!..». В этом примере информация, выраженная интонационно, противоречит информации, сообщаемой в словах.
Парадокс в коммуникации может создаваться не только противоречием вербальной и невербальной составляющей высказывания, но и противоречием внутри фразы. Классическим примером такого высказывания является фраза: «Приказываю не выполнять моих приказаний!».
В ситуацию двойного зажима можно попасть и в результате противоречивой информации, исходящей от двух лиц, которые являются для получателя одинаково авторитетными и примерно в равной степени жизненно значимыми. Так, отец может дать разрешение мальчику идти купаться одному без присмотра, объясняя это необходимостью воспитания «настоящего мужика», а мать одновременно может требовать обратного, ссылаясь на опасность для жизни ребенка и при этом приводить в пример множество трагических и страшных случаев, произошедших во время купания. Ребенок опасается, с одной стороны, утратить уважение отца, а, с другой, испытывает страх перед возможной утратой теплых отношений с матерью, ее холодностью, отчуждением и даже враждебностью. Диаметрально противоположная информация, поступающая в сознание ребенка, на фоне его одинаковой зависимости от отца и матери, создает проблемную ситуацию, для разрешения которой ребенок не обладает еще достаточным интеллектуальным, волевым и экзистенциальным ресурсом. И в этом случае, и тогда, когда противоречивая информация исходит от одного лица, в сознании ребенка, становящегося своеобразной «информационной жертвой» почти неизбежно возникает кризисная ситуация, которая, являясь трудноразрешимой, нередко становится психологическим тупиком.