В.М. Аллахвердов предлагает свой оригинальный вариант решения проблемы сознания. Для того чтобы подчеркнуть отличие авторского подхода от существующих концепций в том числе гуманитарного и мистического свойства. Аллахвердов использует для его обозначения название «психологика». Согласно Аллахвердову. «психологика рассматривает психику в целом как логическую систему и. тем самым. претендует на логическое описание психической деятельности» [Аллахвердов. 2000. с. 13]. Сам по себе этот тезис не может вызывать возражений. поскольку любое научное описание и объяснение должно быть логичным. Однако Аллахвердов. формулируя данное базовое положение своей теории. имеет в виду не только необходимость теоретической реконструкции психики как логического аппарата, работа которого опирается на самоочевидные основания, чувствительна к противоречиям, подчиняется правилам вывода и направлена на доказательство истинности или ложности тех или иных положений но и логическую природу самих психических явлений. «Психика. пишет Аллахвердов. написана на языке логики» [Там же. с.119].
Думается, все-таки, логичным (или не логичным) может быть наше описание психического, а не сама психика. И из тезиса о том, что «логическое описание психики может претендовать на истинность», вовсе не следует однозначный вывод, что «психика не только может трактоваться как логическая система, но она и на самом деле есть логическая система» [Там же, с. 119].
Вместе с тем, по Аллахвердову, логика необходима, но недостаточна для изучения сознания естественнонаучными методами. Логические описания в психологике как естественнонаучной дисциплине должны экспериментально проверяться, так как «логик много, а реальность одна». Следствием данного принципа является утверждение о том, что психическая деятельность сознания регулируется универсальными законами. Автор, одним из первых в отечественной психологии, предпринимает попытку объединить разрозненные эмпирические данные по принципу их соответствия определенным закономерностям в работе сознания. При этом, «психологика ставит перед собой задачу обнаружить и логически обосновать экспериментальные законы работы сознания в целом, а не частные законы восприятия, мышления и т.п.» [Там же, с.254].
Законы, которые формулирует Аллахвердов, носят индуктивный характер, то есть представляют собой эмпирические обобщения. Например, таким, в трактовке Аллахвердова, является закон Фрейда-Фестингера, который гласит: «Механизм сознания, столкнувшись с противоречивой информацией, начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить её с поверхности сознания» [Там же, с.320]. Благодаря законам, описывающим деятельность сознания, целый массив экспериментальных данных, собранных в разных областях психологии, может получить законосообразное объяснение, то есть объяснение с единой позиции.
Всего В.М.Аллахвердов в работе «Сознание как парадокс» формулирует 14 эмпирических законов, относящихся к разным аспектам деятельности сознания. Чем же является сознание в системе психологики? Прежде всего, автор дифференцирует «сознание как явление», которое трактуется в духе традиционного понимания осознанности. Явления сознания непосредственно переживаются носителем картины мира и самого себя как самоочевидные. Кроме явлений сознания, следует также говорить о работе механизма сознания. Этот механизм порождает или трансформирует информацию в осознаваемые переживания. Таким образом, Аллахвердов полагает, что работа сознания самим сознанием не осознается. Осознанию подлежат только результаты этой работы.