Формирование ценностей возможно только в процессе актуального принятия решений субъектом о его предпочтениях. То есть, ценности не могут быть переданы в процессе социализации или научения от одного человека другому. Человек рождает свои собственные ценности только в процессе совершения выбора.
Таким образом, ценностное основание выбора рождается в самом процессе выбора и не может быть отделено от него. Ситуация личностного выбора это не только обнаружение, но и развитие ценностно-смысловой сферы личности, возможное при обращении личностных усилий человека на свою смысловую сферу, на собственное Я. То есть, в процессе личностного выбора субъект не просто оценивает альтернативы и последствия своего выбора, он, при условии личностного усилия, формирует, строит собственную личность. Если же это усилие не совершается, то человек остается рабом обстоятельств или других людей, не выстраивая для себя собственную систему ориентиров.
Когнитивно-оценочный компонент личностного выбора включает в себя осознание альтернатив, представление о последствиях совершаемого выбора, возможность оценить адекватность предпринимаемых действий в данной ситуации, оценку собственных возможностей, рефлексивный анализ собственных действий.
Когнитивно-оценочный компонент выбора опирается на парадигматический способ понимания себя и мира. Выбор, совершаемый таким образом, часто осуществляется на основе сиюминутной выгоды, без обращения к собственным интересам и ценностям. Таким образом, совершаемый поступок (поведение) становится адаптивным в данных условиях, однако, иногда саморазрушительным по сути.
Мы предполагаем, что в основе наркотизации лежит нарушение оснований, на которые человек опирается, совершая личностный выбор. В процессе формирования наркотической зависимости принятие решений, основанных на собственных ценностях, становится еще более затруднительным. Это связано с особенностями ценностно-смылового компонента выбора. Исследования ценностной сферы личности наркозависимых указывают на следующие сосбенности:
• личностные ценности либо не сформированы;при этом ценности, усвоенные в различных социальных группах, не переживаются человеком как свои собственные, поэтому не становятся механизмом саморегуляции;
• либо система ценностей настолько конфликтна, что не может служить внутренним ориентиром при совершении личностного выбора, вызывая постоянное внутреннее напряжение, от которого хочется избавиться любым способом;
• либо система ценностей ригидна, не претерпевает никаких изменений в процессе жизни, в следствие чего приводит к дезадаптации в реальном мире (при этом чаще всего ригидность является результатом совершения ряда жизненных выборов в пользу безопасности в ущерб развитию).