Проводя наше исследование, мы обратили внимание на принципиальные отличия в характеристиках ребенка, которые дают его родители вместе, и если их опрашивать порознь. Характеристики ребенка, которые родители дают порознь и независимо друг от друга (второй родитель не присутствует) отличаются большей взвешенностью, адекватностью, непротиворечивостью.
При этом характеристики ребенка, которые супруги давали независимо друг от друга, обнаруживали высокую степень согласованности. В ситуации опроса родительской пары, когда родителям предлагалось дать характеристику личности и поведения их ребенка, их высказывания отличались меньшей взвешенностью, адекватностью оценок и более высокой противоречивостью.
Исходя из наших результатов, можно сформулировать вывод о том, что в семьях с детьми с отклоняющимся поведением каждый из родителей оценивает и воспринимает ребенка (и, похоже, понимает его) лучше, чем когда родители включены в ситуацию взаимодействия. Можно предположить, что когда родители обсуждают жизнь и поведение их ребенка или разговаривают с ним, конфликт в их брачной паре обостряется.
Полученные в нашем исследовании данные позволяют выдвинуть гипотезу об особой конфликтогенности сферы семейного воспитания. Мы предполагаем, что, если процесс персонализации супругов в жизни друг друга затруднен или нарушен, то супруги будут стремиться к максимальной персонализации в их ребенке, что порождает конкурентные отношения между ними и создает конфликтную ситуацию, которая может приобрести хронический характер.
Хроническая конфликтная ситуация перерастает в межличностный конфликт в сфере родительских отношений между супругами. Именно это, на наш взгляд, и является основной причиной нарушения воспитательной функции семьи. При этом супружеские отношения между брачными партнерами могут характеризоваться как бесконфликтные. Это обстоятельство маскирует неблагополучие в сфере семейного воспитания. Супруги считают семью благополучной и причины отклоняющегося поведения ребенка видят в нем самом. Это не только снижает их мотивацию на участие в профилактической работе, но и существенно затрудняет коррекцию поведения ребенка.