Мы полагаем, что в отношениях «преподаватель студент» перенос является центральным звеном так же, как и перенос в отношениях «психоаналитик пациент» является фокусом аналитического процесса. Попытаемся выделить общие моменты психоанализа и процесса обучения. На наш взгляд, таковыми являются:
- наличие значимой и знающей «взрослой» фигуры;
- попытка найти ответы на «базовые» вопросы;
- трансформация/развитие личности в процессе обучения в целом;
- регресс пациента/учащегося в конкретной ситуации обучения и в анализе;
- жесткий заданный сеттинг (ситуация, включающая расписание, место, условия и правила встреч).
Безусловно, различия в процессах обучения и психоанализа касаются, прежде всего, целей и задач этих процессов.
Сравнивая отношения в диадах «пациент-психоаналитик» и «студент-преподаватель», мы можем выделить общие моменты:
- перенос в психоанализе возникает спонтанно, сразу, так же, как и отношение к преподавателю;
- оба эти отношения носят аффективно-окрашенный характер, включают в себя фантазии по поводу фигуры аналитика/преподавателя;
- отношение отличаются амбивалентностью;
- они действуют наряду с реальными, рабочими отношениями (терапевтическим альянсом);
- базируются на отношении к аналитику/преподавателю как к значимой и знающей фигуре;
- включают в себя передачу аналитику функций Супер-Эго: регулирование поведения, установление норм и ограничений, оценку, контроль и т.д.