http://morevokne.ru/

Кукеры – живое наследие Болгарии

Кукеры, дервиши, джамалары – мистическая часть прошлого болгар, которая передается из поколения в поколение, существует в настоящем и, вероятно, будет еще долго жить в традициях. Этот древний болгарский ритуал, скрывает в себе интригующие факты, о быте, и мышлении людей того времени. Никто не знает, и не может сказать наверняка, когда именно появился этот обряд. Некоторые из первых сведений о похожем ритуале, появляются в летописях древних земель Персии, Шумера (Месопотамии) и Балхары.

Теории происхождения традиции

До недавнего времени, было распространено мнение, что происхождение кукеров, связано с торжествами древнего праздника Дионисии (посвященному богу Дионису), а сама традиция осталась болгарам в наследство от их предков – фракийцев. В последнее время, было проведено множество исследований, о связи обычая «кукерства» с протоболгарски, а точнее с их ритуалом «зерванизм», проводимым в Волжской Булгарии. Считается, что современный обычай «сурвакане» связан с богом Зерван – повелителем бесконечного времени, судьбы и космоса.

Специальные магические танцы и ритуалы кукеров, направлены на изгнание злых духов и нечистых сил, которые вошли в природу и человека на протяжение зимы. Следующий шаг – пробуждение весенней чистоты, доброты и богатого урожая. Подпрыгивая, костюмы кукеров издают, ужасный шум, благодаря маленьким и большим колокольчикам. Цель представления – напугать злых духов. Когда кукеры катаются по земле, они берут жизненную силу у Матери Земли, чтобы быть здоровыми.

Современные кукеры

Сейчас обряд, проводят в период между Пестрой неделей и Масленицей в Восточной Болгарии и между Рождеством и Богоявлением в Западной Болгарии. В каждой деревне и городе, костюмы и маски кукеров различные, имеют отличительные и специфические особенности. Например, костюмы в районе горного городка Банско, сделаны из кожи и длинной гривы, которые очень впечатляют. Местное население называет кукеров «бабугери».

Костюмы в столичном районе, в основном сделаны из цветной ткани и пряжи, а маски из птичьих перьев. В центральной Болгарии – маски конической формы, а торс обычно обнажен или опоясан поясом. В такое непредсказуемое время года, требуется большая смелость и мужественность, чтобы танцевать без одежды.

Большое значение придается маске, которая отражает идею реинкарнации. На многих масках, можно проследить два лица – одно доброе и улыбающееся, другое черное и зловещее – символ добра и зла в жизни. Существуют и страшные маски, с множеством голов или одной головой и множеством ртов.

При подготовке костюмов для ритуала, обычно участвует вся семья. Мужчины ищут подходящие шкуры (коз, овец, медведей и т. д.) для маскарадных костюмов, занимаются их обработкой, следят за состоянием. Женщины помогают в шитье костюмов, и дополнительных аксессуаров, придумывают танцы, стихи и ритуалы для хорошего урожая и изгнания злых сил и духов.

Празднование и фестивали

Во время празднования, маскированные люди, выходят на центральную площадь в деревне или городе. В каждую группу, помимо кукеров, являющихся главными действующими лицами, входят музыканты, танцоры в народных костюмах, жених и невеста (в старину царь и царица), священник, бабушка, ребенок, верблюды, трубочисты и т.д. У каждого из персонажей, своя отдельная миссия.

Часто разыгрываются сцены борьбы, заканчивающиеся убийством верблюда или медведя. Это ритуальное убийство, является своего рода магическим актом, который воплощает воскресение добра через смерть зла.

Последние несколько лет в Болгарии, проводят фестивали кукеров, для популяризации старого обычая и сохранения традиций. Фестивали, носят соревновательный характер, соперничают за изобретательность, аутентичность и оригинальность


Comments are closed.