Новый почин | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Новый почин

Ныне действующее Швейцарское общество психоанализа было официально ос­новано 24 мая 1919 года (Graber 1944). 10 февраля Эмиль Оберхольцер и Мира Обер-хольцер-Гинцбург и Оскар Пфистер разослали приглашения на учредительное собра­ние, которое состоялось 21 марта с одиннадцатью участниками. Эмиль Оберхольцер был избран президентом, Герман Роршах — вице-президентом (Ellenberger in: Rorschach 1968,25). Таким образом, потребовалось шесть лет, чтобы цюрихские пси­хоаналитики фрейдовской ориентации смогли вновь объединиться после того, как в 1913 году была распущена первая цюрихская группа.

Потребность в новом объединении существовала, правда, уже давно. Еще в 1913 году Карл Абрахам, пре­красно знавший ситуацию в Цюрихе, называл в качестве возможных членов Обер-хольцеров, фрейлин Гинцбург и (со знаком вопроса!) Пфистера (Freud/Abraham 1965, 154). Тем временем, однако, разразилась Первая мировая война, отвлекшая на себя и основное внимание, и многие силы. Теперь же появилась возможность по­казать, что психоанализ все эти годы отнюдь не был предан забвению.

Зигмунд Фрейд приветствовал новую организацию, правда, несколько сдер­жанно, что, впрочем, было вполне понятным после всего, что случилось. На цере­монию основания явились верные ученики Фрейда: Эрнест Джонс, Ганс Захс и От­то Ранк. Их присутствие задумывалось как дружеский знак, но швейцарцы, ощущавшие недоверие со стороны Фрейда, восприняли это неоднозначно. Фрейд решительно возражал, когда Захса окрестили «посланцем великой инквизиции», призванным бдеть за соблюдением «правоверности», однако выразил желание, чтобы Захс (который в любом случае задерживался в Швейцарии, проходя курс лечения) оставался там, «чтобы через него осуществлять наши действия» (Freud/ Pfister 1963, 68 etc.).

До сих пор мало что известно о деятельности объединения в первые годы и, но, по всей видимости, особенно активной она не была. Пфистер, например, в 1923 году сообщал, что теперь «снова (sic!) царит оживленный порядок», а несколько позже Фрейд отмечает, что у него складывается впечатление о «некоторой дремоте» в швей­царской группе, поскольку за несколько месяцев не было проведено ни одного заседа­ния (Freud/Pfister 1963, 93 etc.). Очередной период оживления наступил несколько

неожиданно: выступление Фрейда в 1926 году в защиту неврачебного анализа приве­ло К отделению группы врачей-психоаналитиков, в том числе, как нарочно, и самого президента Оберхольцера!


Comments are closed.