О странностях понимания произведения Крыжовник Чехова | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

О странностях понимания произведения Крыжовник Чехова

Прочитав в детстве рассказ Чехова “Крыжовник“, я оказался под впечатлением двух вещей. Во-первых, я вообще не понял, о чем этот рассказ, и это меня сильно задело. Во-вторых, я удивился, почему это господин Чимша-Гималайский в своих планах и мечтах видел именно крыжовник, а не какую-нибудь более вкусную ягоду, малину, например. Я перечитал рассказ еще раз, а потом еще, в надежде найти тайную причину, но так ничего не понял. Крыжовник рос в нашем и соседских огородах в изобилии, на вкус был кисловат, а на руках от него подолгу не заживали царапины - в общем, в герои литературных произведений не годился никак.

Только много позже, из разных источников и совсем не специально, я узнал, что в конце девятнадцатого века, когда рассказ был написан, и в более древние времена, крыжовник был едва ли не самой популярной ягодой в России и вполне мог стать объектом мечты.

Другая странность заключается в том, что при такой популярности крыжовник не оставил никаких следов в названиях населенных пунктов, улиц, фамилий, как, например, та же малина: село Малиновка, Малиновая улица, артист Малинин. Но и этому существует свое объяснение. Просто в давние времена эта ягода звалась иначе - берсень, и это название как раз запечатлелось и в фамилиях, и в названиях деревень, и в названиях улиц. Например, Берсеневская набережная в Москве получила имя по рядом расположенному дворцовому саду с посадками кустов, на которых зрел берсень, берсень-крыж, крыжовник. По другой, правда, версии набережная названа в честь красивой решетки, коей перегородил улицу от хулиганов думский дворянин с “говорящей” фамилией Берсень-Беклемишев.

Революцию крыжовник не перенес. Болезнь под названием сферотека (мучнистая роса крыжовника), проникшая из Америки, погубила почти все сорта. Немногие выжившие, а также сорта, созданные советской селекцией, мы и встречаем сейчас в садах и огородах. За время болезни место крыжовника, как это часто бывает и у людей, оказалось занятым. Чимша-Гималайский теперь мечтает о другой ягоде – малине.

А ведь крыжовник – вторая по калорийности, после винограда, ягода. В нем и каротин, и рутин, и витамины В1, РР, и витамина С – бездна. А среди ягодных вин крыжовенное не знает себе равных. Очень жаль, что, зная о столь очевидных достоинствах, наши ученые-садоводы не смогли до конца победить сферотеку (а неплохое, кстати, название для развлекательного центра) и вернуть крыжовнику былую славу.


Comments are closed.