Основываясь на этих данных, можно сделать выводы о сфере переживаний новорожденных и маленьких детей, имеющие существенное значение для дифференциации психической структуры. По всей видимости, формирование сферы чувств сопровождается развитием когнитивных и аффективных способностей, типичных Аля детей в возрасте двух с половиной лет, даже без коэнестетических переживаний, таких, как запах и ощущение тела другого человека. Во всяком случае, до этого возраста отсутствие конкретного человека, выступающего в роли матери, не сказывается каким-либо отчетливым образом на формировании детских паттернов поведения. С другой стороны, задержка развития, которая произошла у данного ребенка, свидетельствует о том, насколько для него важно переживать материнское поведение. Кроме того, по-видимому, нарушение в сфере органов чувств в значительной степени может быть скомпенсировано переживаниями в другой сфере.
Так, например, материнская забота вполне может компенсировать отсутствие зрения и тем самым предотвратить неправильное развитие, которое отмечается у 25% слепорожденных. Вместе с тем представляется волне вероятным, что и зрение, и формы поведения, которые формируются на основе зрительных стимулов — будь то рефлекторные или интенциональные, — имеют у органически здорового ребенка особое значение для его последующего развития. Зрительная коммуникация как никакая другая позволяет нормально развивающемуся ребенку вступать во взаимодействие таким образом, чтобы подкреплять соответствующее поведение матери. Кроме того, представляется, что именно в сфере зрительных стимулов впервые начинает развиваться способность различения, для описания которой Шпиц использует термин «Аналитический».