Массовая компьютеризация, помимо очевидного прогресса, увеличения удобства работы, несёт в себе и отрицательные моменты, поскольку всегда есть люди, которые не используют компьютер по своему первоначальному назначению. А склонны видеть в нём лишь средство развлечения. Они становятся полностью зависимы от него, причём самое неприятное, что наравне со взрослыми, от него зависят ещё и дети, тем самым ломая себе жизнь. Попробуем разобраться, какие психологические факторы способствуют тому, что ребёнок погружается в виртуальный мир.
Во-первых, детская психика является неустойчивой и подверженной различным влияниям, среди которых выделяются буллинг (травля), излишняя направленность на получение удовольствия, неспособность контролировать тягу к нему. Причиной ухода от реального мира становится также связь детей с такими же игроманами, с которыми они создают «команды», «кланы» и чувствуют себя от этого «на вершине горы», отвлекаясь от настоящего мира. Предрасположены к пороку дети с неустойчивой психикой, с синдромом дефицита внимания.
Во-вторых, столь негативную тенденцию поддерживают сами родители, которые не способны уделить своему ребёнку достаточно времени, предоставляя его самому себе.
Дети – это очень лёгкая мишень для соблазнов различного рода. Они легко поддаются манипуляции. А современные игры с их красочным графическим оформлением легко находят своего потребителя.
Картина компьютерной зависимости как болезни:
- нарушение зрения, близорукость;
- плохое самочувствие;
- ощущение слабости;
- вялость;
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- искривление позвоночника;
- заболевания кистей рук из-за неудобного их положения;
- невротические реакции;
- нарушение внимания;
- ухудшение памяти;
- раздражительность;
- ухудшение сна;
- снижение работоспособности;
- головная боль;
- искажение целостного восприятия мира;
- уход от реальности.
В некоторых компьютерных играх есть сцены сексуального характера, которые могут негативно сказаться на психике подростка.
Игроманию не зря называют зависимостью, она задействует те же области головного мозга, что и алкогольная, наркотическая и иные виды аддикций.
Дети, как уже было выше сказано, в силу своей ещё не сформировавшейся психики, погружаясь в виртуальный мир, не могут от него оторваться. Он их затягивает и в результате чего получается такая картина: ребёнок, уходя от проблемы, погружается в компьютерный мир, откуда долгое время вообще не пытается выбраться. Время игрового процесса увеличивается. Результатом становится запущенная учеба. Нарушается общение со сверстниками. Личность перестает социализироваться.
Устроиться в жизни взрослому игроману будет очень тяжело. В нём наверняка есть скрытые возможности и таланты. Которые при должном выявлении и поддержании их родителями с самого раннего возраста обеспечили бы подрастающей личности интересную и счастливую жизнь. Поэтому родителям следует при обнаружении признаков компьютерной зависимости у своего потомка немедленно принять меры для того чтобы отвлечь его от этого и заместить его пагубную страсть более продуктивными видами деятельности. Замещение является наиболее эффективным средством от избавления зависимостей. Психологи утверждают, что зависимость не лечится, её только можно заменить на другую. Отдайте его в спортивную секцию, на шахматы, на танцы, кружок робототехники, и вы не пожалеете о своём решении.
Азарт компьютерных игр подобен зависимости от алкоголя и наркотиков и задействует те же области мозга. Надо сказать, что, в принципе, любая аддикция основана на выбросе гормона радости – дофамина, в погоне за очередной дозой которого человек впадает в зависимость. Дети – самый подверженный таким проблемам контингент. Среди подростков наиболее распространена компьютерная зависимость. Компьютер сейчас есть почти в каждой семье. Ребята гораздо легче увлекаются и им гораздо сложнее самостоятельно отказаться от любимого развлечения. Да и они сами не осознают вреда до самого последнего момента.
Компьютерная зависимость у детей. Автор: Киндеева Маргарита - педагог-психолог.