«Калевала» | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

«Калевала»

Ученые предполагают, что карело-финский эпос сложился в I тыс. н. э. в среде восточно-финских племен (емь, корела) в период разложения родового строя, внедрения земледельческой культуры и железной техники. Карело-финские руны были литературно обработаны только в 30-х годах XIX столетия, когда Э. Лёнротом1 была составлена эпопея «Калевала». Карело-финские руны — это небольшие песни, из которых и была составлена эпопея «Калевала». Первая композиция (из 32 рун) опубликована в 1835 году, вторая (из 50 рун) в 1849.

1 Элиас Лёнрот (1802—1884)— по профессии врач, собиратель народных песен (рун). Опубликовал разрозненные песни в единый, состоящий из 50 рун, героический эпос «Калевала».

Российская Карелия — древняя Олония, в самом имени которой для нас заложено множество волнующих исторических воспоминаний Петровской эпохи, — была, да и сейчас осталась, страною исключительных поэтических народных дарований. Именно среди восточных карелов зародились и выношены были творческой связью из поколения в поколение чудные древние руны о стране богатыря Калевы, о приключениях его сыновей, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене, о молодом чудодее-кузнеце Иль- маринене, о веселом бабьем угоднике и неисправимом драчуне и забияке Лёмминкяйнене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Пбхъёлы и матери красивых дочек, за которых сватались герои «Калевалы», и о многом другом, поражающем воображение слушателя.

Вдохновенно-прекрасные и в то же время удивительно точные картины северной природы;тонкий рисунок человеческих характеров — от маленькой девочки-рабыни, «наймычки из деревни», до легкомысленной красавицы из богатого дома — Кю́лликки, от насмешливого запечного мальчишки, вставляющего свое острое словцо в свадебные причитания взрослых, до «верховного бога» Укко, созданного фантазией народной по образу и подобию деревенского деда;поистине потрясающие сцены разыгравшихся стихий — мрака, мороза, ветра, сцены открытия железа, начала сваривания железной руды в железо и сталь, выковывания первых предметов труда, наконец, полная глубокого смысла центральная эпопея создания щельницы-самомолки, чудесного Сампо, приносящего народу благоденствие, — обо всем этом пели руны из века в век, преимущественно в российской Карелии, где их услышал и записал Элиас Лёнрот.

Перед нами разворачивается необычайный мир, полный первобытной прелести.

Северная его точка — мрачная страна Похъёла, где еще свежи черты древнего матриархата, материнского права: там царствует злая старуха Лоухи, хозяйка Похъёлы. Неподалеку от нее, под землей или под водой, лежит странное царство мертвых — царство Туо́ни, Туо́нела, в черных реках которой люди находят свою кончину. Это — первобытное представление о «том свете», об аде.

Южная точка этих северных пространств — светлая страна Калевы, Ка́левала, где живут герои эпоса: старый, верный Вяйнямёйнен, «вековечный песнопевец», кузнец Ильмаринен, весельчак Лемминкяйнен. Где-то, по бесконечным озерам-морям, лежат острова Саари, и на одном из них еще сохранился древнейший обычай родового строя — групповая любовь. Тут же, в чащобах могучих скал и лесов, среди водопадов и рек, живет род Унтамо, уничтоживший в братоубийственной войне род своего брата Калерво (чудесные руны о сыне Ка́лерво, юноше Куллерво, проданном в рабство, и о его мести)...

Сыны «Калевалы» сватали красивых, но злых дочерей Лоухи, хозяйки Похъёлы. И вот Лоухи объявила, что отдаст свою дочь тому, кто выкует для нее волшебную мельницу-самомолку Сампо, иначе «пеструю крышку». Лоухи делала свой заказ совершенно точно и приложила к нему рецепт его изготовления:

Ты сумеешь сделать Сампо,
Крышку пеструю сковать мне.
Взяв конец пера лебедки,
Молока коров нетельных,
От овечки летней шерсти,
Ячменя зерно прибавив?

(Руна 10-я)

Рецепт этот повторяется в поэме не один раз и явно носит не случайный характер. Разобрав его, видим, что Лоухи упоминает о четырех основных видах тогдашнего хозяйства. Перо лебедки означает охоту;молоко коровы и шерсть овцы — два вида животноводства;зерно ячменя — земледелие. И кузнец должен эти символы лесного и сельского хозяйства положить на наковальню, сковать из них чудесную машину, то есть соединить с понятием железа, с понятием механизма. Если все описания природы в «Калевале» — описания леса, болот и утесов — предстают перед читателем связанными с хозяйством, с ручным трудом человека, то здесь, в образе Сампо, ручной труд и хозяйство предстают уже связанными с металлом, с наковальней и горнилом кузницы, с первой машиной. Лоухи стремится получить Сампо не для забавы;оно нужно ей для поднятия благоденствия в Похъёле, для облегчения труда, для накопления богатства. И как бы для того, чтоб показать читателю (слушателю) нелегкий труд изготовления такой волшебной машины, руна подробно рассказывает о ходе работы кузнеца Ильмаринена над нею. Приготовив все, что нужно, кузнец со своими рабами (которые в параллельных стихах называются одновременно и поденщиками, работающими за поденную плату) становится у горнила:

И мехи рабы качают,
Сильно угли раздувают;
Так три дня проводят летних
И без отдыха три ночи;
Наросли на пятках камни,
Наросли комки на пальцах.

(Руна 10-я)

Нагнувшись к огню, Ильмаринен стал смотреть, что получилось. И тут из пламени вышел лук для стрел. Он был чудесен на вид, «с золотым сияньем лунным», но «имел дурное свойство»:

Каждый день просил он жертвы,
А по праздникам и вдвое.

(Руна 10-я)

Кузнец Ильмаринен не обрадовался делу своих рук. Он сломал его, бросил назад в пламя и велел рабам снова поддувать. Опять они трудятся изо всех сил. И вот второй раз нагибается кузнец к горнилу. Теперь оттуда вышла лодка, прекрасная с виду: с золотым бортом, с медными уключинами. Но прекрасная лодка имела крупный порок:

Был челнок прекрасен с виду,
Но имел дурное свойство:
Сам собою шел в сраженье,
Без нужды на битву рвался.

(Руна 10-я)

Кузнец Ильмаринен не обрадовался делу своих рук, он изломал челнок в щепки и бросил их в пламя.

Опять поддувают и стараются рабы. Опять, в третий раз, смотрит кузнец — из пламени выходит корова. Все как будто хорошо, корова красива с виду:

Но у ней дурное свойство:
Спит средь леса постоянно,
Молоко пускает в землю.

(Руна 10-я)

Снова изломал кузнец свое детище. В четвертый раз из огня выходит уже плуг, но он не совершенен: он забирается на чужие земли, бороздит чужой выгон. Кузнец сломал и его.

В этих образах лука, лодки, коровы и плуга с «дурными свойствами» народный гений показывает еще не полное подчинение вещи своему творцу, еще тяготение орудий к старому, привычному, примитивному образу действий, к старым, прежним формам хозяйства — к войне как грабежу, к произвольным завоеваниям, к посягательствам на чужое добро, к некультурному животноводству (ленивая корова, пускающая молоко в землю). А Лоухи хочет именно Сампо, хочет машину, которая поднимет ее хозяйство.

И наконец, в пятый раз, Ильмаринен выковывает мельницу-самомолку, чудесное Сампо, которое сразу делает три больших дела:

И с рассвета мелет меру,
Мелет меру на потребу,
А другую — для продажи,
Третью меру — на пирушки.

(Руна 10-я)

«Калевала». Похищение Сампо у Лоухи, хозяйки Похъёлы. Худ. А. Порет

Сампо, по представлениям народа-крестьянина, — орудие мирного труда, оно дает пищу и создает запас.

Но Сампо приносит с собою вместе с зажиточностью и культуру. На вопрос Вяйнямёйнена, что делается в Похъёле, Ильмаринен, обманутый и высмеянный людьми Севера, горько отвечает:

Сладко в Похъёле живется,
Если в Похъёле есть Сампо!
Там и пашни и посевы,
Там и разные растенья,
Неизменные там блага.

(Руна 38-я)

И когда все три богатыря Калевы, завершая эпос, отправляются отобрать у Лоухи назад Сампо и похищенная ими мельница разбивается на тысячи осколков, падает в море, которое выбрасывает часть этих осколков на берег Калевалы, — Вяйнямёйнен доволен и этими осколками. Он говорит о них:

Вот отсюда выйдет семя,
Неизменных благ начало,
Выйдут пашни и посевы
И различные растенья!
Блеск луны отсюда выйдет,
Благодетельный свет солнца
В Суоми на больших полянах,
В Суоми, сладостной для сердца.

(Руна 43-я)

Мариетта Шагинян

Ответы на вопросы

1. Где и когда, по предположениям ученых, сложился Карелофинский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

По предположениям ученых, карело-финский эпос сложился в I тыс. н.э. в среде восточно-финских племен (емь, корела) в период разложения родового строя, внедрения земледельческой культуры и железной техники. В 30-х годах XIX века Элиас Лёнрот литературно обработал карело-финские руны (песни) и составил из них эпопею «Калевала».

2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

Калевала-финский поэтический эпос, состоит из 50 рун.

3. О чем рассказывают древние руны?

Руны – древние магические знаки, которые много могут рассказать о человеке. Судьба, окружающие люди, любовь, счастье и беды – ничто не может укрыться от древних рун.

4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

В эпосе Калевала есть такие герои,как Вяйнямёйнен, Ильмаринен, Лемминкяйнен, злая старуха Лоухи, а также маленькая девочка рабыня ,красавица Кюллики, верховный бог Укко,
Стихии,которыми владеют герои Калевалы - мрак, мороз, ветер.

5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

Северная точка этого мира — мрачная страна Похъёла, в которой царствует злая старуха Лоухи. Южная точка этих северных пространств — светлая страна Калевы, Калевала, где живут Вяйнямёйнен, Ильмаринен, Лемминкяйнен.

6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу «Сампо» и что эта мельница символически обозначает?

Сыны Калевалы сватали красивых, но злых дочерей Лоухи. Старуха объявила, что отдаст свою дочь тому, кто выкует для нее волшебную мельницу-самомолку Сампо, и даже дала «инструкцию по изготовлению»:
Ты сумеешь сделать Сампо, Крышку пеструю сковать мне, Взяв конец пера лебедки, Молока коров нетельных, От овечки летней шерсти, Ячменя зерно прибавив?
Эти четыре «ингредиента» обозначают четыре основные вида тогдашнего хозяйства: перо лебедки — охоту;молоко коров и шерсть овцы — два вида животноводства;зерно ячменя — земледелие. Кузнец же должен положить эти составные части на наковальню и сковать из них чудесную машину, то есть соединить с понятием железа, механизма. Лоухи стремится получить Сампо, чтобы установить благоденствие в Похъёле, облегчить труд и накопить как можно больше богатства. В итоге за создание мельницы-самомолки берется кузнец Ильмаринен.

7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо?

Работа Ильмаринена над созданием Сампо шла нелегко. Приготовив все, что было нужно, кузнец со своими рабами встал у горнила:
И мехи рабы качают, Сильно угли раздувают;Так три дня проводят летних И без отдыха три ночи;Наросли на пятках камни, Наросли комки на пальцах.
Нагнувшись к огню, Ильмаринен увидел, что получилось. Это был лук для стрел, чудесный на вид. И было у него дурное свойство:
Каждый день просил он жертвы, А по праздникам и вдвое.
Кузнец не обрадовался делу своих рук — он сломал лук, бросил назад в пламя и снова принялся за дело. Во второй раз из горнила вышла лодка, прекрасная с виду. Но и эта лодка имела порок:
Был челнок прекрасен с виду, Но имел дурное свойство: Сам собою шел в сраженье, Без нужды на битву рвался.
Ильмаринен сломал и лодку, бросил в огонь, начал работу заново. В третий раз из пламени вышла корова, и с ней тоже оказалось не все в порядке:
Но у ней дурное свойство: Спит средь леса постоянно, Молоко пускает в землю.
Снова кузнец изломал свое творение. В четвертый раз получился плуг: он забирается на чужие земли, бороздит чужой выгон. Ильмаринен сломал и его.
В образах лука, лодки, коровы и плуга отражается еще не полное подчинение вещи своему творцу, тяготение орудий к прежним формам хозяйства: к войне как грабежу, к произвольным завоеваниям, к посягательствам на чужое добро, к некультурному животноводству.
Но на пятый раз Ильмаринен, наконец-то, выковывает мельницу-самомолку.

8. Что случилось с Сампо впоследствии?

Жители северной точки во главе со старухой Лоухи обманули, высмеяли Ильмаринена и забрали себе Сампо. Тогда три богатыря Калевы отправились отобрать у злобной Лоухи Сампо, но похищенная ими мельница разбилась на тысячи осколков и утонула в море. Однако часть этих осколков море все-таки выбрасывает на берег Калевалы. Вяйнямёйнен доволен и этим:
Вот отсюда выйдет семя, Неизменных благ начало, Выйдут пашни и посевы И различные растенья! Блеск луны отсюда выйдет, Благодетельный свет солнца В Суоми на больших полянах, В Суоми, сладостной для сердца.

9. Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках, о героях «Калевалы». Сравните с героями былин. Что в них общего и что различного?

Главные герои Калевалы финские богатыри Вяйнемёйнен, Ильмаринен, Лемминкяйнен, Известно, что Сампо превратился в глубокого старика, пока пел песни, от чародейства умерла Лоухи, как герой погибли Випунен и Лемминкяйнен.

Вяйнямёйнен певец-заклинатель, долгое время жил в одиночестве, он сеял ячмень, впервые добыл огонь , сделал лодку и сплел рыболовные снасти.

Трудовые будни Ильмаринена состояли из чародейства, он выковал из пушинки мельницу

Лемминкяйнен занимается рыболовством.

Герои Калевалы состязаются в военных подвигах и в силе магических заклинаний.

Герои Калевалы отличаются от героев былин , герои былин совершали подвигу за землю русскую, а герои Калевалы совершали подвиги на поле брани ради своих личных целей.

Характеристика главных героев эпоса Калевалы

Характеристики главных героев Калевалы

Из традиций героев Калевалы можно назвать сочинение песен, которые восхваляли справедливость, герои Калевалы основоположники мира Калевалы.

В праздники игра на музыкальном инструменте.


Comments are closed.