Советский космический челнок Буран | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Советский космический челнок Буран

"БУРАН" — советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания;доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений имежпланетных комплексов;возврата на Землю неисправных или выработа- вших свой ресурс спутников;освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю;выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля, решения ряда оборонных задач.

До сих пор стоящий в парке им. Горького один из семи образцов "Бурана" (на самом деле это макет для статических испытаний, который для полета не был предназначен) вызывает печальные вздохи ветеранов отечественной ракетно-космической отрасли и военных: макет по иронии судьбы расположен как раз напротив одного из зданий министерства обороны, только на другом берегу Москва-реки. Hо на самом деле создание системы "Буран" было весьма сомнительным достижением. Hапомним, его решили строить для сугубо военных целей — как практически неуязвимый носитель ядерных боеголовок — в ответ на намерение США развернуть подобную систему.

Hо Вашингтон в 1987 году отказался от идеи использовать свой "челнок" для нанесения ядерного удара по территории СССР — оказалось, что супероружие при всех его достоинствах слишком дорого даже для американского бюджета. Ведь планировалось достичь себестоимости вывода одного килограмма полезного груза на орбиту в $1 тыс., а в дальнейшем, по мере увеличения числа полетов до 100 в год,- в $100. Реально же ниже $19 тыс. опуститься так и не удалось, а сотый полет американский шаттл совершил только в этом году. То же самое произошло и с российским "челноком". Советские военные спустя год после своих американских коллег тоже отказались от использования многоразового корабля. Дело в том, что стоимость отправки груза на орбиту "Бураном" (которую, кстати, подсчитали уже после первого полета космолета) вдвое больше, чем на тяжелой ракете "Протон", и в шесть раз больше, чем на ракете "Союз" и одноименном пилотируемом корабле. Как раз "Союзы" и были реальным достижением отечественной космонавтики. Именно эти надежные и относительно недорогие ракеты и корабли и позволили СССР добиться преимущества перед сосредоточившимися на шаттлах США в освоении околоземного пространства.


Comments are closed.