Любая коммуникативная ситуация характеризуется сходством и открытостью четырех ее компонентов: коммуникатора, адресата, коммуникативного поведения и референта. Развитие коммуникации ребенка можно описать через процесс усиления несходства и/или закрытости между различными компонентами, особенно между коммуникативным поведением и референтом. В отличие от взрослых, дети обнаруживают большее сходство и открытость между этими элементами, что обусловлено ограниченностью их возможностей. Взрослые, которые иногда ведут себя так же, делают это по собственному выбору, поскольку они способны одновременно продуцировать и другие формы. Например, годовалый ребенок обозначает вещи, только указывая на них, в то время как взрослый может сделать то же самое, а может и определить месторасположение предмета словами.
Вторым важным положением относительно коммуникации детей является то, что более совершенные формы коммуникации развиваются на основании поведения, уже имеющегося в репертуаре ребенка и использовавшегося им для выражения более простых отношений. Так, указывание рождается из попыток дотянуться и схватить. Когда ребенок пытается дотянуться и схватить что-то, он выражает свое желание обладать этим предметом, а указывая на предмет, ребенок обозначает его для другого человека. Опять же, для выражения отношений причинности, сопоставимости или объединенное™ ребенок использует уже имеющиеся в своем репертуаре высказывания наряду с выражающими зависимость голосовыми проявлениями.
Данный подход может служить основой для исследований доречевого и раннего речевого поведения. Различные формы невербального (отсроченного) подражания и антиципации свидетельствуют о способности представить референт с помощью какого-то другого средства, например, жестов. Предложенная нами теория также определяет, как расположены такие репрезентации на ступенях развития. Так, более совершенные формы подражания связаны с большим несходством между жестикуляцией и имитируемым референтом. Они также связаны с Закрытостью имитирующих жестов от референта, поскольку подобная закрытость предполагает существование внутренней схемы или модели, регулирующей процесс подражания.
Некоторые лингвисты (например. Chomsky, 1965: Lenneberg, 1967;McNeill, 1966) предположили, что раннее речевое развитие ребенка не связано с развитием когнитивных навыков. Речь четырехлетнего ребенка, не обладающего обширным словарным запасом, может быть грамматически правильной, как у взрослого. Таким образом, один из требующих решения вопросов касается взаимосвязей между ранним интеллектуальным развитием и грамматической компетентностью. Эти лингвисты утверждают, что относительно неполная и несколько неправильная речевая информация в окружающей ребенка социальной среде и ограниченность его интеллектуальных возможностей не могут служить основой для усвоения грамматики. Они предполагают, что ребенок выбирает одну или множество грамматических систем, соответствующих имеющимся у него лингвистическим данным.
Мы в своем подходе, напротив, пытаемся связать речевые и неречевые способности ребенка. С нашей точки зрения, первоначальные формы коммуникации, в основном, основаны на невербальных жестах, голосовой деятельности, движениях и позах. Естественно, эти невербальные репрезентационные способности ребенка связаны с его уровнем интеллектуального развития и создают основу для развития средств вербальной коммуникации.
Развитие коммуникации ребенка
Коммуникация играет важную роль в развитии ребенка, позволяя ему устанавливать контакт с окружающим миром и выражать свои мысли и чувства. Вот несколько ключевых аспектов, способствующих развитию коммуникации у детей:
- Взаимодействие с ребенком: Регулярное общение с ребенком помогает развивать его коммуникативные навыки. Родители и опекуны могут проводить время с ребенком, задавать вопросы, слушать его ответы и поддерживать диалог.
- Чтение и рассказывание историй: Чтение книг и рассказывание историй способствуют развитию речи и языковых навыков у ребенка. Обсуждение сюжета и задавание вопросов помогают развивать его коммуникативное мышление.
- Игры и ролевая игра: Игры, основанные на взаимодействии и взаимодействии с другими детьми, способствуют развитию коммуникативных навыков. Ролевая игра позволяет ребенку выражать свои мысли, эмоции и учиться взаимодействовать с другими.
- Использование жестов и мимики: В начальном возрасте дети могут использовать жесты и мимику для передачи своих потребностей и эмоций. Поддержка и понимание этих выражений помогает ребенку развивать коммуникативные навыки.
- Поддержка речи: Помощь ребенку в развитии речи, включая правильное произношение и расширение словарного запаса, является важным аспектом развития его коммуникационных способностей.
- Поддержка социальных навыков: Участие в социальных ситуациях, таких как игры с другими детьми или посещение детских коллективов, помогает развивать коммуникативные и социальные навыки ребенка.
Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Поэтому необходимо быть терпеливым и поддерживающим, создавая комфортную и стимулирующую среду для развития коммуникации у ребенка.