Важнейшим условием эффективности семейного консультирования является способность клиента к свободному самоопределению, т.е. его полнота как субъекта саморазвития. Тогда, когда эта способность снижена, и клиент не способен к выходу за пределы сложившихся схем взаимодействия с семьей и жизнью в целом, необходимы специальные усилия со стороны психолога для наращивания индивидом ресурса субъектности. Мы полагаем, что эти усилия, оформленные в виде систематических методов и техник, и есть психотерапия.
Исходя из этого, мы можем сказать, что цель семейного консультирования заключается в обнаружении с помощью различных форм и методов диагностики направления субъектных действий в контексте семейных отношений, тогда как цель семейной терапии заключается в том, чтобы, работая с семьей как целым, создавать условия для инициации, реализации и поддержания субъектных действий членов семьи. Таким образом, первое ограничение возможностей семейного консультирования связано с уровнем готовности клиентов воспользоваться результатами консультации.
Второе ограничение связано с исторически сложившимся в процессе развития психологической науки и практики положением, которое можно было бы условно назвать ситуацией бессубъектности ребенка.
В наиболее радикальной форме эта ситуация зафиксирована в педагогике и психологии в виде мифа, который в числе других положений-мифов о родителях и детях Ле Мастерс формулирует в следующем виде: «Нет плохих детей есть плохие родители». Сравнительно-сопоставительный анализ моделей психологического консультирования показывает, что ни одна из этих моделей не учитывает собственной субъектности ребенка. В подавляющем большинстве случаев консультативная помощь семье ориентирована, прежде всего, на работу с родителями, изменения в поведении, общении или воспитательном стиле которых рассматриваются как необходимые и достаточные предпосылки коррекции личностного развития ребенка.
При этом, ребенок с его внутренним миром, переживаниями, фантазиями, образами ситуации как реальный субъект остается как бы за скобками консультативного процесса. Заметим здесь, что как отраженный субъект он реально присутствует в ситуации консультирования.