Психологическая устой­чивость | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Психологическая устой­чивость

Планируя содержательный и организационный аспекты обучения, принципиальным является вопрос о том, что необходимо для того, чтобы устремления «однажды возникли», и как организовать среду, чтобы они «самоподдерживались». Другими словами, какие методы и условия уже существуют в высшей школе, а также какие мы можем разработать для учебного процесса, с целью развития личностно-психологической устой­чивости студента к наркотической контаминации.

Рядом исследователей (Березин С.В., Лисецкий К.С., Литягина Е.В., Назаров Е.А., Самыкина Н.Ю.) определены основные критерии личност­ной защиты, удерживающие от употребления наркотиков и других психо­активных веществ:

I. здоровое     и развитое чувство юмора как способность к адекватному восприятию проблемных ситуаций и их разрешению через чувство юмора и умение шутить;

2. высокий внутренний самоконтроль (саморегламентация);

3. видение жизненной перспективы;

4. сформированная система ценностей;

5. способность  вести себя в группе в соответствии со своими ценно­стями;

6. адекватная самооценка;

7. способность  к конструктивному поведению в условиях конфликта,

8. способность  к децентрации, т.е. умение смотреть на одну проблему (процесс, явление) с разных точек зрения (сторон, углов рассмотрения);

9. устремленность личности, т.е. ее ориентация на сам процесс (дей­ствие), а не на результат;

10. низкая психологическая внушаемость (самореферентность);

II. стрессоустойчивость как индивидуальная внутрипсихологическая способность или умение преодолевать стрессовые ситуации, транс­формировать их в различного рода поисковую активность;

12. критичность как способность к адекватному восприятию и пони­манию различного рода информации;

13. рефлексивность как способность к адекватному восприятию действительности, пониманию причинно-следственных связей, осознание собственных мотивов и результатов деятельности;

14. творческость (креативность) как способность нахождения прин­ципиально новых решений «на основе неоднозначных данных»;

15. субъектность как способность выходить за пределы внешних и внутренних ограничений личности;

16. познавательная самостоятельность как способность к осознан­ной постановке и решению проблемных ситуаций.

В рамках нашего исследования, мы планируем провести первичный диагностический срез степени выраженности перечисленных выше способностей в студенческой среде в зависимости от профессиональных и половозрастных особенностей до начала психопрофилактической деятель­ности, после ее завершения, скрининговые исследования, а также через определенное время после завершения обучения. Построение комплекс­ной экспериментальной модели профилактики планируется в рамках учеб­ного процесса в Самарском государственном университете, а также прове­дении сравнительно-сопоставительных исследований в вузах Санкт-Пе­тербурга, Архангельска, Минска, Волгограда и Липецка.


Comments are closed.