Планируя содержательный и организационный аспекты обучения, принципиальным является вопрос о том, что необходимо для того, чтобы устремления «однажды возникли», и как организовать среду, чтобы они «самоподдерживались». Другими словами, какие методы и условия уже существуют в высшей школе, а также какие мы можем разработать для учебного процесса, с целью развития личностно-психологической устойчивости студента к наркотической контаминации.
Рядом исследователей (Березин С.В., Лисецкий К.С., Литягина Е.В., Назаров Е.А., Самыкина Н.Ю.) определены основные критерии личностной защиты, удерживающие от употребления наркотиков и других психоактивных веществ:
I. здоровое и развитое чувство юмора как способность к адекватному восприятию проблемных ситуаций и их разрешению через чувство юмора и умение шутить;
2. высокий внутренний самоконтроль (саморегламентация);
3. видение жизненной перспективы;
4. сформированная система ценностей;
5. способность вести себя в группе в соответствии со своими ценностями;
6. адекватная самооценка;
7. способность к конструктивному поведению в условиях конфликта,
8. способность к децентрации, т.е. умение смотреть на одну проблему (процесс, явление) с разных точек зрения (сторон, углов рассмотрения);
9. устремленность личности, т.е. ее ориентация на сам процесс (действие), а не на результат;
10. низкая психологическая внушаемость (самореферентность);
II. стрессоустойчивость как индивидуальная внутрипсихологическая способность или умение преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность;
12. критичность как способность к адекватному восприятию и пониманию различного рода информации;
13. рефлексивность как способность к адекватному восприятию действительности, пониманию причинно-следственных связей, осознание собственных мотивов и результатов деятельности;
14. творческость (креативность) как способность нахождения принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных»;
15. субъектность как способность выходить за пределы внешних и внутренних ограничений личности;
16. познавательная самостоятельность как способность к осознанной постановке и решению проблемных ситуаций.
В рамках нашего исследования, мы планируем провести первичный диагностический срез степени выраженности перечисленных выше способностей в студенческой среде в зависимости от профессиональных и половозрастных особенностей до начала психопрофилактической деятельности, после ее завершения, скрининговые исследования, а также через определенное время после завершения обучения. Построение комплексной экспериментальной модели профилактики планируется в рамках учебного процесса в Самарском государственном университете, а также проведении сравнительно-сопоставительных исследований в вузах Санкт-Петербурга, Архангельска, Минска, Волгограда и Липецка.