Телесный компонент | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Телесный компонент

Другая важная составляющая диагностики сценариев — определение телесного компонента. Человек, приняв сце­нарное решение, в дальнейшем задействует одни мыш­цы и части тела и игнорирует другие. Запреты, которые тормозят и ограничивают поведение, отражаются в мы­шечных зажимах. Предписания, которые требуют опре­деленного поведения, приводят к чрезмерному развитию соответствующих мускулов. Эрик Берн также указывал на роль сфинктеров, но, на мой взгляд, любая мышца, группа мышц или орган может стать «жертвой» сценар­ного решения. Эти физические изменения выражаются в позе (грудь вперед, живот втянут, сжатый анальный сфинктер, поднятые плечи, сжатые губы, скрещенные ло­дыжки и т. д.), которая помогает следовать родительским запретам и предписаниям и может иметь некоторое сход­ство с внешностью мифического героя, если только он есть. Органы — слезные железы, из которых никогда не текут слезы (как у Сиротки Энни), или сердце (как у ми­стера Бруто), — также могут быть частью телесного ком­понента.

Знание о том, как сценарий отражается на физической оболочке человека, пока еще разработано недостаточно. Тем не менее, как мне кажется, многие гипотезы заинте­ресуют читателя.

Можно с уверенностью утверждать, что человеческое тело при достаточном питании и при отсутствии давле­ния извне развивается равномерно и гармонично. Руки и ноги становятся сильными, мускулатура спины и груд­ной клетки хорошо развитой. Человек не сутулится, ког­да ходит, но его осанка при этом не является и чрезмерно прямой. Энергия равномерно распределяется по всему телу, не застаиваясь в голове, туловище, ногах или гени­талиях.

Однако запреты создают препятствия естественному потоку энергии и чувств в теле. Рукам не позволяется тянуться к другим людям и к вещам («Убери руки!») или отталкивать то, с чем они не хотят соприкасаться. Ступ­ням не разрешается твердо стоять на земле, а ногам — на полной скорости бежать туда, куда (или от чего) они хотят. Мимическая мускулатура застывает и больше не может выразить чувства, исходящие из сердца или из та­зовой области. Гримасы, слезы, улыбка и смех запреще­ны и потому сдерживаются. Легкие и глотка не исполь­зуются в полную силу, поэтому одни люди не могут го­ворить громко, гневно и убедительно, так как вдыхают недостаточно воздуха, а другие, так как не полностью выдыхают, оказываются не в состоянии шептать, жало­ваться и выражать печаль или боль.


Comments are closed.