Искажение восприятия | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Искажение восприятия

Главное то, что наркотическое средство, в отличие от внешних объектов, в част­ности от окружения, подобно фетишу всегда находится в распоряжении и что пре­одоление страхов становится возможным не благодаря разрешению конфликтов и активному преобразованию мира, а в результате простой манипуляции с собой, ког­да изменяется личность и искажается восприятие.

Ход своих мыслей и с этим связанную манеру изложения Гловер демонстрирует в своем резюме наркомании:

«Когда тело — а именно его чувственное восприятие — "расщепляется", наркоти­ческое вещество внешне устраняет напряжение, вызванное влечениями, или нужду;но оно способно также убить, исцелить, наказать или удовлетворить "психические объекты"в теле, а также тело в качестве "Самости". Когда "расщепляется"внешний мир, могут устраняться не только проистекающие из внешнего мира влечения-раз­дражители, но и спроецированные на внешний мир внутренние влечения-раздражи­тели. Одновременно, однако, могут быть убиты или наказаны также внешние воспри­нимаемые как опасные объекты;такое отдаление объектов может предприниматься также и для их защиты. Это "двойное действие"объясняет чрезвычайно интенсивное чувство принуждения, присущее наркоманам. Особенно оно сильно в тех случаях, в ко­торых как "Самость", так и "интроецированные объекты"воспринимаются как злые и опасные, а единственная возможность сохранить "добрую Самость"и "добрые объек­ты"состоит в том, чтобы изолировать ее (в форме доброго объекта) во внешнем мире» (Glover 1933,197).

Возможно, из-за трудности восприятия и различного отношения к идеям Мела­ни Кляйн эти интересные рассуждения Гловера, за редким исключением (Benedek 1936, Rosenfeld 1960), в достаточной мере не развивались, хотя они в сравнении с другими более пригодны для объяснения символического воздействия и значения наркотического средства.

И наоборот — здесь мы последуем за критикой Йорка (Yorke 1970) — изобра­жение Фенихелем наркомании в его классическом учебнике по психоанализу явля­ется скорее шагом назад и упрощением некоторых представлений. Фенихель (вна­чале в 19 31 году и в более детальном изложении — в 194 5-м) причислял наркоманию, куда он относил также и алкоголизм, к импульсивным неврозам, для которых харак­терны непреодолимые импульсивные побуждения, воспринимаемые, однако, не как навязчивости, а как синтонные, то есть не чуждые Я.

Они дают о себе знать через ха­рактерную неодолимость, отличающую их от нормального инстинктивного побуж­дения и возникающую из-за усиления натиска влечений и защитных устремлений.


Comments are closed.