Модель подразумевает, что воздействие, на которое реагирует развивающийся индивид, изменяется, причем в соответствии с состоянием развития и зрелости нервной системы. Как было доказано, одни и те же стимулы (по их физическим свойствам) воспринимаются младенцем, маленьким ребенком и подростком по-разному.
Модель Эскалоны, не преуменьшая значения врожденных способностей организма и роли внешней среды, обращает внимание на взаимодействие между ними. Этим взаимодействием в конечном счете определяется то, что будет интроецировано организмом. Таким образом, результат этой интеракции становится частью индивида и, соответственно, также частью тех компонентов организма, которые вновь i вступают во взаимоотношения со средой и определяют, какие элементы будут переработаны в ходе этого постоянного взаимодействия.
Как показывает клинический и анатомический материал, центр тяжести способностей у развивающегося индивида постоянно и закономерно смещается на восприятие и переработку различных видов чувственных впечатлений. Хотя кривая на рис 2 I не имеет точного подтверждения, разнообразные данные свидетельствуют в пользу предположения, что представленная здесь последовательность характеризует нормальное развитие. Я хочу подчеркнуть, что кривые демонстрируют относительное:{значение величин в определенный момент времени в раннем развитии.
Несмотря на то, что у нормально развивающегося младенца уже вскоре после | рождения глаз и ухо являются вполне дееспособными для передачи раздражителей, 1 новорожденный, по-видимому, не может использовать свое зрение и слух для того, чтобы отделить себя от окружения. В период от первых трех до шести месяцев он ограничен здесь созвучием неспецифических констелляций раздражителей, которые Шпиц (Spitz 1945) назвал коэнестетическими.