Про­блемы глубочайшей тоски | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Про­блемы глубочайшей тоски

Однако теологи не могут дать удовлетворительного ответа «на про­блемы глубочайшей тоски, мучительной нужды и сияющей надежды». Психоанализ навел его на мысль о том, что освобождение религии от невротических элементов в принципе должно походить на избавление больного от невротических симптомов, то есть через возрождение любви и ее возвышение до жизненной доминанты. С пси­хоаналитической точки зрения это, конечно, спорно. Тезис Пфистера о том, что «ми­лосердный, даже не обращаясь к Христу, одним своим милосердием достигнет веч­ного спасения» (Pfister 1948/49, 596), вызвал теологические дискуссии. В данном случае речь шла не о теории страха или о психоаналитической науке в узком смыс­ле, а об очищении христианского учения (Bonhoeffer in: Pfister-Festschrift 1973,435).

Книга Пфистера вышла в конце Второй мировой войны, и ее цель состояла в том, чтобы помочь человечеству жить в мире. Пфистер обладал прямым характером, и по­этому неудивительно, что он еще задолго предсказывал поражение национал-соци­ализма. Застав самое начало психоаналитического движения, перенеся все его бури, он стал свидетелем того, как после Второй мировой войны группы швейцарских пси­хоаналитиков вновь влились в международное движение. С виду совсем не состарив­шийся, «живой, доброжелательный, легко и с юмором переносящий свою глухоту» — таким описывает Пфистера на Международном конгрессе 1949 года в Цюрихе В. Хоффер (Hoffer 1958).

Герман Роршах (1884—1922) завоевал мировую известность своим методом тол­кования форм, и многие не знают, что он «также» (и прежде всего!) был психоанали­тиком, хотя с самого начала он являлся членом общества и был его первым вице-пре­зидентом. Роршах вырос в Шафхаузене и с 1904 по 1909 год изучал медицину в Цюрихе, то есть как раз в те годы, когда в университетской психиатрической клини­ке этого города активно занимались психоанализом (Ellenberger in: Rorschach 1968). В 1909 году Роршах отказался от попытки получить место в цюрихской клинике Эй­гена Блейлера. Причины этого были чисто внешними: уже женатый и не имевший ни­каких средств молодой врач был вынужден искать хорошо оплачиваемое место, кото­рое он и нашел в лечебнице Мюнстерлинген в Тургау. Там он написал диссертацию, которая была одобрена по предложению Эйгена Блейлера (Rorschach 1968, 41 etc.).


Comments are closed.