SWOT-анализ представляет собой метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.
Рассмотрим авиакомпанию «Трансаэро» с точки зрения 4 категорий:
1. Сильные стороны авиакомпании:
- хорошая репутация среди пассажиров и партнеров;
- обновленный флот авиакомпании, соответствующий модернизированным стандартам;
- высокий уровень сервиса;
- часто обновляемые маршруты;
- высокая рентабельность рейсов (за счет осуществления 70% перевозок на широкофюзеляжных воздушных судах с большей вместимостью пассажиров);
- высокая социальная ответственность.
2. Слабые стороны авиакомпании:
- слаборазвитое продвижение компании за рубеж (особенно в Западную Европу);
- высокая долговая нагрузка;
- сезонность спроса на авиаперевозки.
3. Возможности:
- открытие направлений в такие страны, как США, Таиланд открывает перед компанией потенциально прибыльное поле деятельности;
- расширить свою долю на рынке авиаперевозок, потеснив «Аэрофлот», за счет осуществления деятельности по европейским направлениям, на что компания получила право в 2011г;
- расширение услуг неавиационной сферы деятельности (привлечение клиентов бизнес-класса за счет внедрения современной системы развлечения).
4. Угрозы:
- стремительное развитие главного конкурента авиакомпании «Трансаэро» («Аэрофлот»);
- высокая степень вероятности подорожания авиатоплива, в следствие чего компания может потерять клиентов в случае повышения тарифов;
- нестабильная экономическая ситуация в стране, участившиеся случаи стихийных бедствий могут прервать деятельность авиакомпании на тех или иных направлениях авиаперевозок, тем самым значительно сократив прибыль;
- повышенный риск приостановления деятельности, связанный с угрозами террористических актов, так как авиакомпания работает на международных линиях;
- возможность понесения значительных убытков, в связи с изменением процентной ставки, так как оборот авиакомпании предполагает привлечение заемных средств в крупном масштабе, а также возможность изменения валютного курса в невыгодную для авиакомпании сторону.
Для соотношения выявленных сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами для авиакомпании, сведем полученные данные в таблицу 12.
Таблица 12 - SWOT-анализ авиакомпании «Трансаэро»
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | 1. Дальнейшее повышение уровня сервиса, с целью присвоения некоторой доли рынка, принадлежащей конкурентам. 2. Обновленный флот авиакомпании позволяет внедрить на борт современные технологии и системы развлечения пассажиров во время полета. 3. Высокая социальная ответственность авиакомпании позволяет ей занимать ведущие позиции по привлечению трудовых ресурсов, вследствие чего возможно расширение маршрутной сети и достижение цели, озвученной в пункте 1 данного раздела. | 1. Повышение конкурентоспособности авиакомпании за счет повышения уровня сервиса, обновления флота и расширения маршрутной сети. 2. Сохранение тарифов на минимально низком уровне в случае подорожания топлива, за счет высокой рентабельности рейсов и расширение таким образом влияния на рынке авиаперевозок. 3. Постоянное планирование расширения маршрутной сети по новым направлениям, в случае если возникнет ситуация, при которой ранее используемые направления станут недоступны на неопределенный срок. 4. Снижение рисков, связанных с изменением курса процентных ставок и валютного курса следующими способами: - привлечение капитала за счет размещения облигаций;- внедрение постоянного мониторинга и контроля тенденций изменения валютного курса, анализ и моделирование курсовых изменений. |
Слабые стороны | 1. Расширение маршрутной сети по европейским направлениям, с целью расширения влияния в этом секторе и получения прибыли. 2. Снижение высокой долговой нагрузки, за счет рационализации маршрутной сети в соответствии с открывшимися возможностями и увеличение таким образом доли собственных источников финансирования (увеличение прибыли). 3. Внедрение гибкой системы тарифов, обусловленной сезонностью спроса;4. Проведение социальных программ и акций, которые привлекая потребителей в настоящий момент времени предлагали бы им в качестве подарка дисконт на оплату авиаперевозок, предстоящих в сезон низкой активности спроса. | 1. Расширение маршрутной сети на международных линиях, за счет обновленного, модернизированного флота. 2. Использование новейшего оборудования и технологий, с целью минимизации затрат ресурсов на авиаперевозки, в том числе авиатоплива. 3. Укрепление хорошей репутации авиакомпании и повышение ее статуса за счет проведения социальных программ, направленных на стимуляцию спроса в сезон низкой активности. 4. Мониторинг потребительского спроса на сайте авиакомпании, с целью выявления перспектив разработки новых направлений. 5. С целью расширения влияния на рынке необходимо включить в штат сотрудника, который будет заниматься продвижением и рекламой компании в социальных сетях, на всевозможных форумах. 6. Внедрение бесплатного wi-fi подключения на воздушных судах авиакомпании. 7. Расширение деятельности на рынке грузовых перевозок, особенно на период низкой активности спроса. |
Таблица 13 – Матрица ситуационного анализа (SWOT)
Внешняя среда | Внутренняя среда | |||||||||||
Возможности | Слабые стороны | ИТОГО | Сильные стороны | ИТОГО | ВСЕГО | |||||||
Развитие направлений США, Таиланд | -3 | -2 | -1 | -6 | +3 | +1 | +1 | -1 | ||||
Развитие направлений Европа | -5 | -2 | -1 | -8 | +3 | +1 | +1 | -3 | ||||
Расширение услуг неавиационной сферы | -1 | -1 | +5 | +1 | +3 | |||||||
Угрозы | ||||||||||||
Стремительное развитие конкурента | -4 | -2 | -2 | -8 | +3 | +4 | +3 | +2 | +2 | +3 | ||
Подорожание авиаГСМ | -2 | -3 | -3 | -8 | +3 | +1 | +2 | +3 | ||||
Нестабильная экономическая ситуация | -1 | -2 | -3 | -6 | +2 | +2 | -2 | |||||
Изменение курса валют, % ставки | -3 | -3 | +3 | |||||||||
ИТОГО | -15 | -15 | -10 | -40 |
Таким образом, матрица ситуационного анализа показывает, что общая оценка положительная (12). Это значит, что в целом сильные стороны покрывают слабые стороны авиакомпании.
Основные проблемы, выявленные с помощью матрицы:
- Невозможность развития международных направлений (США, Европа);
- Зависимость от политической и экономической ситуации в стране.
Также из матрицы видно, что сильные стороны авиакомпании в полной мере позволяют ей удерживать конкурентную позицию, а также развивать неавиационную сферу деятельности.
Выводы и рекомендации
Таким образом, ключевые факторы, которые представляют угрозу для текущей стратегии авиакомпании «Трансаэро» это факторы, связанные с рисками ухудшения экономической ситуации, государственного регулирования отрасли, подорожанием авиатоплива, а также упущением возможностей расширения маршрутной сети.
Основной проблемой, оказывающей всестороннее влияние на деятельность авиакомпании, является высокая долговая нагрузка.
В ходе проведения SWOT-анализа был выделен ряд стратегий, направленных на устранение внешних угроз авиакомпании, а также на устранение ее слабых сторон.
Приоритетными стратегиями, на мой взгляд, являются:
1. Повышение конкурентоспособности авиакомпании за счет повышения уровня сервиса, обновления флота и расширения маршрутной сети;
2. Постоянное планирование расширения маршрутной сети по новым направлениям
3. Привлечение капитала за счет размещения облигаций;
4. Укрепление хорошей репутации авиакомпании и повышение ее статуса за счет проведения социальных программ, которые в то же время направлены и на стимуляцию спроса в сезон низкой активности;
5. Повышение эффективности маркетинговой деятельности, за счет внедрения в штат квалифицированного специалиста-маркетолога;
6. Расширение деятельности на рынке грузовых перевозок, особенно на период низкой активности спроса.
SWOT-анализ не только подтвердил целесообразность стратегий развития авиакомпании «Трансаэро», предложенных при анализе дерева проблем, но также позволил выделить дополнительные стратегии.