Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
Автор: Фет Афанасий Афанасьевич
Анализ стихотворения Фета «Чудная картина»
Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».
Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.
Ответы на вопросы по стихотворению «Чудная картина»
1.Какие чувства вызвала у вас «чудная картина», нарисованная А. А. Фетом?
«Чудная картина», нарисованная Фетом, пробуждает чувство задумчивости, легкой печалься и причастности к грозной красе зимней российской природы.
2.Подумайте, как поэту удалось передать величественность, широту, простор изображённой картины. (Обратите внимание на эпитеты «высоких», «далёких».)
Поэт передает величественность, широту и простор российских зимних полей. Он делает это при помощи отбора самых важных частей пейзажа. Мы не лицезреем маленьких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белоснежной, покрытой снегом равниной — полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого поблескивает снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далековато, мы лицезреем только одинокие сани.
Эпитеты, которые употребляет Фет, очень ординарны: равнина «белая», луна «полная», небеса «высокие», сани «далекие», бег «одинокий». Вкупе с тем мы осознаем, что эти эпитеты — единственно верные в этом случае, когда каждое слово значимо, и все вкупе они обрисовывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.
3.Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться лёгкости сти-хотворного ритма.
Стихотворение написано трехстопным хореем: это размер, который в большинстве случаев употребляется в народной песне. В каждой строке по два, по три и изредка по четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший просто воспринимается, рифмы богатые. Необыкновенную легкость звучанию присваивает то, что во 2-ой строфе отсутствуют звуки [р], [р']. В первой строфе их тоже не достаточно. Зато во 2-ой строфе нередко употребляется звук [с], который в этих стихах передает чувство света.
Так при помощи размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт достигает легкости стиха.
4.Как вы считаете, почему вся картина, восхитившая поэта, вос-принимается как чётко запечатлённое воспоминание? Почему эта картина постоянна, не изменяется? (Обратите внимание на отсутствие глаголов в стихотворении.)
Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она как будто не меняется на наших очах, постоянна. Это получается благодаря тому, что все стихотворение представляет собой одно предложение, в каком мы совершенно не лицезреем глаголов. В первой части сложного предложения грамматическая база выражена местоимением «ты» и коротким прилагательным «родна». Во 2-ой части мы лицезреем однородные подлежащие «равнина», «луна», «свет», «снег», «бег», но глаголов совершенно нет. Из-за этого нам кажется, как будто мы лицезреем картину, нарисованную художником на полотне.