«Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо, бесспорно, она главная героиня поэмы» сочинение | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

«Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо, бесспорно, она главная героиня поэмы» сочинение

Образ Татьяны — один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она — духовный предшественник поэтичных, самобытных, самоотверженных «тургеневских женщин». А.С. Пушкин вложил в этот образ свои представления о женской добродетели, духовности, внутренней красоте, искренне влюбился в свою героиню:

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою.

Столь же искренне он сопереживает душевному беспокойству, тревогам и разочарованиям своего любимого создания:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью…

Чем же привлекателен этот образ, почему другой великий писатель считает ее главной героиней?

Поэт не идеализирует Татьяну, не рисует образ совершенной, классической красоты популярных романов:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла она очей.

Больше внешность героини в романе не описывается, но зато очень подробно А.С. Пушкин воссоздает особенности ее характера, поведения:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

С детства Татьяну отличали задумчивость, созерцательность, серьезность, мечтательность, отрешенность от ребяческих игр и забав, увлекали ее завораживающей поэзией наивные и загадочные рассказы няни («…страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей»), романтические песни дворовых девушек, чудесные картины природы («Она любила на балконе предугадать зари восход…»), сентиментальные романы иностранных писателей о любовных переживаниях героев («Ей рано нравились романы;они ей заменяли все…»). Девушка живет в органической связи с миром природы и народным миром, то есть жизнью естественной и гармоничной, черпая душевную силу в стихии природы и народном творчестве.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму.

В этих строках подчеркнута органическая общность русской души и среднерусской природы, неразрывная связь «мглы крещенских вечеров» с «преданиями простонародной старины» — короткие зимние дни и отсутствие крестьянской страды способствовали общению в долгие темные вечера, гаданию, рассказыванию под звук прялки передающихся из поколения в поколение загадочных историй, выражающих священный трепет перед грозным и таинственным миром.

И вот эта одухотворенная, погруженная в свой внутренний мир, тонко чувствующая девушка (тип характера, который современные психологи называют «интровертом») встречает блестящего молодого человека, столь непохожего на окружающих ее людей, — образованного, загадочного, отрешенного от бытовых хлопот, со следами высоких переживаний и разочарований — и, разумеется, влюбляется без памяти со всей страстностью самососредоточенной натуры:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнем оживлено.

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой…

Теперь все ее мысли «…и дни и ночи, и жаркий одинокий сон, все полно им…»

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем,

Пьет обольстительный обман! …

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов…

Как точно и тонко передает поэт смятение неопытной души, и жар ее тайных помыслов, и надежду на взаимность, и смущение, и стыд, и отчаяние! Только эта кристальной чистоты и беспредельной честности, с убежденностью в святости традиционных народных представлений о девичьей чести и правилах приличия и в то же время жаждущая облагораживающих жизнь высоких чувств девушка могла написать столь искреннее, одновременно и сумбурное, и гармоничное, прекрасно выражающее и глубину любви, и бездну противоречивых мыслей, чувств, сомнений письмо. Поразительно трогательно передана поэтом глубина переживаний, каждое слово кажется единственно верным выражением малейшего движения души, идет от сердца автора к сердцу читателя:

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан Богом,

До гроба ты хранитель мой…

Избранник Татьяны, высоко оценив «души доверчивой признанья», ее искренность и чистоту, не ответил ей взаимностью, и «увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит…». Убийство Онегиным на дуэли по пустяшчному поводу жениха сестры, посещение покинутого хозяином дома возлюбленного, осмотр его библиотеки, хоть «и в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит», заставили Татьяну более критически, объективно взглянуть на избранника своего сердца.

Татьяна мучительно ищет ответа на вопрос: что же такое Евгений Онегин? — и ее нелицеприятные предположения свидетельствуют о духовном становлении, взрослости девушки, гармонии души и разума. Татьяну выдают замуж за генерала, и героиня пассивно, безвольно повторяет жизненный путь своей матери, няни, исполняя свой христианский, дочерний, женский долг.

Став блестящей светской дамой, Татьяна вдруг возбуждает мучительное чувство почти безнадежной любви у Онегина, еще более разочаровавшегося в жизни, уставшего «притворным хладом вооружать и речь и взор…». Онегин пишет ей письмо, не уступающее по накалу чувств и кричащей искренности письму Татьяны к нему. Молодая женщина глубоко тронута, хоть и упрекает Онегина в неестественности, несвоевременности его чувства. С горечью и умилением вспоминает она свою первую любовь, как самое светлое и значительное, что у нее было в жизни:

А счастье было так возможно,

Так близко!..

Но судьба моя

Уж решена…

Татьяна столь же искренне, как в юности, признается Онегину в любви, но столь же неискренне, как и искренне, отвергает его любовь:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Что же мешает героине, пробудившей наконец ответное чувство у своего возлюбленного, обрести счастье, исполнить заветную мечту, осуществить то, к чему стремится ее сердце?

Конечно же, не боязнь обывательского осуждения света — ведь Татьяна признается, что готова отдать «всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад» за уединенную жизнь в глуши, где когда-то встретила большую любовь. Татьяна живет не только сердцем, но и душою, и не может предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья, которое сейчас можно построить только на несчастье близкого человека.

Этот исход продиктован верой героини в святость устоев народной морали, освященной веками, которую она чтила с детства. Поступок Татьяны выражает и взгляд поэта на призвание, идеал настоящей русской женщины: самоотверженной, преданной, верной.

 

Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо, бесспорно, она главная героиня поэмы

Сочинение Вариант 2

Переплетение судеб героев составляет сюжет романа Пушкина "Евгений Онегин". Столь различные образы –Онегина, Ленского, Татьяны, автора – все же столь похожи в своем одиночестве... Онегин не находит отклика у окружающих и превращается в циника. Ленский, восторженный юноша, любит всех. Но таких, как он, тоже перемалывает жизнь. Онегин и Ленский и сошлись-то только потому, что Евгений видел в этом восемнадцатилетнем юноше себя в прошлом.

Виновником всех бед писатель видит светское общество, точнее - его нравы и обычаи, так называемое «общественное мнение». А кому, как не Пушкину, знать о нравах того времени! Недаром же он называет Онегина своим «старым приятелем». Поэт настолько хорошо "знает" все его привычки и мысли, что невольно возникает ощущение, будто в противоречивости образа Онегина, в описании его уклада жизни Пушкин в какой-то мере выразил себя. Поэтому можно говорить и о душевном одиночестве автора.

Татьяна, слишком искренняя даже для себя самой, так и не найдет свою вторую половину… Но это будет потом, а пока она еще не знает своей судьбы и отчаянно пытается стать счастливой. Вспомним, с каким «несветским» жаром она пишет свое первое и, увы, последнее признание в любви. Но тот рок, который погубил Ленского, погубит и её – мнение общества.

Татьяна совершенно не похожа на тот тип женщин, общаться с которым привык главный герой. Её родители - провинциальные дворяне, которые

…хранили в жизни мирной

Привычки милой старины…

Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива». С ее образом автор связал своё представление о народе. Даже имя девушки - Татьяна - указывает на это. Так обычно называли дворовых девок, а не барышень.

Татьяна не похожа на свою сестру, которую Онегин сравнил с «глупой луной на глупом небосклоне», потому что Татьяна достаточно умна для того, чтобы не воспринимать эту жизнь как череду ярких, но не связанных между собой событий. Её образ не лишен романтичности, ведь до конца так и не понятно, как смог расцвести подобный цветок в этой глуши.

Героиня сторонится обычных посетителей дома своих родителей, она как будто стремится вдаль, к той жизни, о которой ничего не знает, но чувствует, что она есть. Именно поэтому Татьяна так быстро привязывается сердцем к Онегину. Он такой же, как она! Та же неудовлетворенность, та же тоска в глазах… Она искала в нем родственную душу, того, кто сможет её понять и объяснить, почему всё так, а не иначе. Татьяна надеялась на взаимопонимание…

Но Онегин, хотя и признался Ленскому, что если бы решил влюбиться, то влюбился бы во вторую сестру, не смог разглядеть в Татьяне своего счастья. Он не хотел спешить и обещать что-либо героине. Онегин не пожелал обмануть доверчивую душу Татьяны. Он знал слишком много примеров «недостойных мужей» и «жен», браков по расчету. Да и сам автор, рассказывая «историю любви» родителей Татьяны, рисует не очень радостную картину фразой: «Привычка свыше нам дана, // Замена счастию она». А Онегин, как, впрочем, и Татьяна, привычки не хочет…

Отказ Онегина переплавил характер Лариной. Именно поэтому, когда судьба вновь сводит их вместе, уже Татьяна дает решительный отказ:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Образ Татьяны строится по принципу композиционного параллелизма. Героиня в начале романа и Онегин - и та же самая ситуация в конце романа. Татьяна изменилась. И теперь виноват в этом не только Онегин, отвергший в своё время её любовь, но и общество, которое диктует свои правила игры. Неслучайно автор назовёт Татьяну «законодательницей зал», как бы подчеркивая полную отождествленность её с окружающим светом:

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?

Татьяна отдана за старого генерала и ничего не может с этим поделать. В её отказе Онегину слышится не только боль, но и твёрдость женщины, смирившейся со своей судьбой. В этом – реализм романа. Но почему же Татьяна соглашается выйти замуж? Да потому что - какая разница теперь, за кого, только бы её оставили в покое. Ведь Татьяна понимала, что такого, как Онегин, ей больше не встретить…

Теперь героиня играет заданную обществом роль, согласно которой она должна быть холодной, отстраненной и величавой. Что ж, с холодным сердцем ей легко это делать, как легко было когда-то это сделать Онегину. Теперь Татьяна - «законодательница зал». Но счастлива ли она, променяв свое вчерашнее одиночество на настоящую тоску? Постылая жизнь, только и всего…

Самое ужасное, что не только она живет в такой ситуации, а подавляющее большинство дам высшего света. Даже если кто-то из «законодательниц зал» какое-то время сопротивляется, то рано или поздно неизменно перемалывается этой общественной машиной. Образ Татьяны – подтверждение этого тезиса.

Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо, бесспорно, она главная героиня поэмы

Сочинение Вариант 3

Ф. М. Достоевский Роман «Евгений Онегин» - это одно из интереснейших произведений Пушкина, на создание которого ушло около девяти лет жизни поэта. Виссарион Григорьевич Белинский сказал: «Пушкин был призван быть живым откровением тайны поэзии на Руси» . Но кто же является «откровением поэзии» в этом романе? Несомненно, Пушкин наделяет таким «откровением» Татьяну. Ей суждено было стать истинной «хозяйкой» романа, завладеть сердцами читателей.

Ей Пушкин предназначил быть символом России, русского народа. Автор называет свою героиню простым именем: «Ее сестра звалась Татьяна» . Татьяна – простая провинциальная девушка, не наделенная особой красотой. Заметим, что автор не дает четкого ее портрета, однако портрет Ольги автором дан очень подробно. Это, в свою очередь, еще сильнее выделяет Татьяну из всех барышень того времени. Уже в первых описаниях Татьяны можно заметить ее близость к природе, но не просто к природе, а именно к русской природе, к России: Она любила на балконе Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод… …при отуманенной луне… В этих строках присутствует еще один образ, связывающий ее с природой – луна. Неуловимый трепет души Татьяны, даже биение ее пульса и дрожание руки, передаются вселенной, и «в темном зеркале одна дрожит печальная луна»: Морозна ночь, все небо ясно;Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно… Татьяна на широкий двор В открытом платьице выходит На месяц зеркало наводит;Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна… Образ природы неотделим от образа Татьяны, так как для Пушкина природа есть гармония души человеческой, и в романе эта гармония души присуща лишь Татьяне: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму. Бесспорно, что одна из главных целей, для которой в роман вводится образ Татьяны, заключается в противопоставлении ее Онегину, лицемерию и несовершенству.

Наиболее полно это противопоставление отражено в единении Татьяны с природой, в ее близости к своему народу. Сон Татьяны имеет в тексте романа двойной смысл. Являясь центральным для характеристики «русской душою» героини романа, он также связывает содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы. Сон, прежде всего, объяснен напряженными переживаниями Татьяны после «странного» поведения Онегина во время объяснения в саду. Пушкин очень точно указывает на то, что Татьяна намного глубже Евгения, именно подчеркивая ее возраст.

Татьяна в свои тринадцать лет – натура исключительно духовно развитая, с особым внутренним миром, она натура твердая и непоколебимая в своем благородстве, искренности, чистоте, в отличие от Евгения в свои восемнадцать лет. С пониманием Пушкин описывает то, как в Татьяне просыпается любовь. Главная героиня пытается вырваться из обыденного круга друзей и подруг – она первая пишет любовное письмо Онегину! В те времена это было не принято. В этом письме она выражает все свои искренние чувства, мысли и мечты. На протяжении всего романа мы наблюдаем, с какой теплотой и любовью Пушкин описывает Татьяну.

В Татьяне видна сила духа русского человека, почерпнутая из народа. Но вот прошло время, Татьяну выдали замуж «по долгу» , «по желанию матушки» , но она все равно верна своей первой любви: Я вас люблю (к чему лукавить?) , Но я другому отдана;Я буду век ему верна. На этих замечательных строках я хотел бы закончить свое сочинение, выделив их как эпилог.

 


Comments are closed.