Образ поэта и тема творчества в лирике Пушкина сочинение | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Образ поэта и тема творчества в лирике Пушкина сочинение

Язык поэзии для истинного поэта — главное средство самовыражения личности, инструмент познания жизни, «углубленного проникновения в тайны мироздания» и воздействия на общественную жизнь. А.С. Пушкин писал много стихотворений на случай, в альбом, шутливые стихи, эпиграммы, которые хоть и отмечены печатью таланта, задором, брызжущей энергией, упоенностью творчеством, все же ограничены тематически, художественно творческой задачей.

Поэт не придавал большого значения этим стихам, хоть они помогали шлифовать стиль, но, рано осознав свое призвание, неоднократно обращался к теме роли, назначения настоящей поэзии в жизни общества. Пробуждение национального самосознания, демократическое преобразование общества, просвещение народа в духе свободолюбия, нравственной чистоты с помощью просто призывов неэффективно. В стихотворении «Деревня» поэт болезненно переживает ограниченность воздействия поэзии на умы и сердца людей, несовершенство своего поэтического языка в эмоциональном воздействии на читателя. Как добиться духовного освобождения народа, раскрыть ему глаза на унижающий человеческое достоинство порядок вещей, где царит вопиющая социальная несправедливость: «барство дикое» и «рабство тощее»? С горечью и надеждой восклицает поэт:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Но как бы ни трудна была сверхзадача поэзии, А.С. Пушкин неуклонно стремился достигнуть ее, находя точные изобразительные средства для воплощения духовных идеалов и высокого накала души. Поэта угнетает наличие жандармской цензуры, признающей только официозную литературу, отвергающей все живое, смелое, прогрессивное. В стихотворении «Послание цензору» негативная роль последнего в литературном процессе выражена автором четко и недвусмысленно:

Докучным евнухом ты бродишь между муз;

Ни чувства, пылкие, ни блеск ума, ни вкус,

Ни слог певца «Пиров», столь чистый, благородный, —

Ничто не трогает души твоей холодной.

А.С. Пушкин искренне пытался пробудить в народе вольнолюбивые настроения, чувство собственного достоинства, стремление к справедливому социальному переустройству, но тщетно: голос одинокого поэта, «свободы сеятеля пустынного», остается гласом вопиющего в пустыне! Благородная, высокая миссия поэта — служение народу, его духовное, нравственное совершенствование — остается невостребованной, не услышанной:

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя —

Но потерял я только время.

Благие мысли и труды…

В стихотворении «Пророк» А.С. Пушкин наиболее полно и ярко выразил свои представления о роли поэта в жизни общества, о высокой, мучительно трудной, самоотверженной и благородной его миссии. Автор использует сюжет библейской легенды, в которой посланник Бога серафим очищает избранного из прочих человека от скверны, поразившей мир, дает ему силы вскрывать язвы общества и совершать возмездие, так как сердце народа огрубело настолько, что не воспринимает ни правду и добро, ни критику и насмешку. Пушкин использует в стихотворении только часть библейского сюжета о чудесном превращении человека в пророка. Лирический герой, жаждущий духовного очищения, бредет по жизни, как по мрачной пустыне, бессмысленной, бесцельной, не освещенной идеалами, и вдруг в минуту полной растерянности, «на перепутье», появляется целеустремленный, энергичный серафим, и жизнь преобразуется, озаряется светом понимания истины:

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Осторожные, бережные прикосновения ангела тем не менее производят очень ощутимые превращения: органы восприятия путника приобретают исключительную обостренность, чувствительность, весь мир входит через них в человека.

И все же обостренности восприятия недостаточно, чтобы бредущего в поисках истины путника превратить в пророка. Серафим вырывает у человека «и празднословный и лукавый» грешный язык, заменяя его жалом мудрой змеи. Но и этого оказалось мало: нужно избавиться от сердечной чувствительности, неуверенности, снисходительности, быть твердым и даже жестоким.

Чтобы вести за собой людей, открыть им глаза на несовершенство общественного устройства и личные пороки, необходимо избавиться от жалости и ложного сострадания. Духовное очищение невозможно без страданий, тяжкой работы над собой. Ноша поэта-пророка тяжела вдвойне: сознавая пороки, несовершенство собратьев, сочувствуя людям и любя их, ему необходимо «глаголом жечь» их сердца, не поддаваясь никаким сомнениям.

Образ поэта и тема творчества в лирике Пушкина сочинение

Вариант 2

В поэзии Пушкина большое место занимает образ самого поэта, его предназначение. В 1814 году, на самом раннем этапе своего творческого пути, он пишет стихотворение «К другу стихотворцу». Там он утверждает, что не каждый человек создан для того, чтобы быть поэтом, ведь умение «рифмы плесть» ещё не делает человека истинным поэтом. Пушкин развенчивает иллюзию о том, что поэзия связана со славной, уважением, скорее, наоборот, путь поэта – это тяжёлый путь презираемого обществом бедняка.

Спустя десять лет, в 1824 году Пушкин создаёт своё стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Герой-поэт чувствует, что ему нет места в обществе, так как ему открыто большее, чем прочим мирским обывателям, но люди не понимают этого, оттого поэт больше и не хочет делиться. Его вдохновение рождается в уединении от людей и их забот, он не желает продавать своё творчество, ведь искусство не может иметь цены. Поэт хочет свободы. Однако герой-книгопродавец замечает, что поэт всё же не сможет существовать без общества, которое спонсирует его деньгами, необходимыми для жизни. Интересно увидеть, что книгопродавец говорит о могущественной силе поэта, который может и казнить, и миловать, ведь его словам все внемлют. Поэт, однако, замечает, что это удел юных страстных сердец, ему это уже не интересно, ведь он знает, что далеко не все прислушаются к его словам, потому он и жаждет лишь уединения и свободы, которые невозможны в реалиях мира.

Одним из самых показательных стихотворений на тему предназначения поэта является у Пушкина стихотворение «Пророк». Поэзия отождествляется со священным, ведь сюжет стихотворения интерпретирует библейский сюжет. Мы видим, что быть поэтом – это больно, ведь серафим вырывает у поэта язык, рассекает мечом его грудь, преобразуя его в пророка, что связано именно с болью, трудностями, тяготами, которые пришлось испытать на себя и самому Пушкину. Именно в этом стихотворении автор даёт свой прямой взгляд на назначение поэта – «глаголом жечь сердца людей», то есть быть своеобразным праведником, открывать народу глаза на правду, далеко не всегда приятную и красивую, однако это его долг перед самим богом, высшей силой, даровавшей поэту этот талант, дар.

Таким образом, тема роли поэта не раз поднималась Пушкиным в его творчестве. Мы видим, что поэт, по его мнению, особая категория людей, одинокая в толпе, не находящая понимания, однако чтящая святой долг раскрытия правды народу.

Образ поэта и тема творчества в лирике Пушкина

Сочинение Вариант 3

Естественно, что тема поэта очень важна для Пушкина. Ей посвящено достаточно много стихов. Чаще всего он пишет о самом себе в этой роли, делится своими ощущениями. Поэтическое связано для него с божественным (тут и о христианстве, и о мифах), важна и роль поэта в обществе.

Например, в стихотворении «Муза» Александр Сергеевич вспоминает, что с самого детства она помогала ему. В его младенчестве она дарила ему подарки, слушала его с улыбкой. Александр понимает, что ещё ребенок, но слышит голоса богов, слушает уроки Музы. (Есть ещё несколько стихотворений Музе, которая так важна для любого поэта, где она и резвая болтунья, и цензор.)

Да, поэзия дар, но его нужно развивать, а для этого много работать. В стихе «Прозаик и поэт» Пушкин предлагает любую мысль оперить рифмой и поразить ей врага. Вот в стихотворении «Деревня» поэт пишет о долгих грустных вечерах, которые только творчество и скрашивало. Кстати, «Поэт» в одноименном стихотворении может быть ничтожным, хуже всех, пока его святая лира молчит, но вот, когда он слышит голос вдохновенья, преображается.

О миссии написано в известнейшем произведении «Пророк», которым и выступает Поэт. Забыть о себе и сделать так, чтобы люди очнулись. Но они не всегда достойны и благодарны. В «Поэт и толпа» эту самую толпу герой называет «тупой чернью», которая не понимает его творчества. Народ и признает свои грехи, просит Поэта научить их жизни, но он считает их недостойным! Люди ему просто неприятны…

Часто Пушкин пишет стихи своим друзьям, большинство из которых поэты, а также сочиняет послания цензорам и разным критикам. Также пишет он о примерах для себя, о предшественниках, например, о Державине и Жуковском.

Пушкин предостерегает молодых поэтов о тяжести такого призвания. В послании «К другу стихотворцу» Пушкин объясняет, что ни состояния так не добиться, ни доброй славы. Он советует сочинять стихи профессионально, если только по-другому нельзя внутренне.

Образ Поэта близок для Пушкина к образу пророка, то есть избранного, который слышит образ богов, посвятил себя этой миссии, достиг мастерства, сталкивается с непониманием и завистью… в этой жизни.

 


Comments are closed.