Стихотворение «Вновь я посетил…» написано Пушкиным в Михайловском 26 сентября 1835г., немного больше чем за год до смерти. В это время он после длительного отсутствия снова приехал туда, где провел «изгнанником два года незаметных», посетил места, ставшие для него родными. Как и «Памятник», – это итоговое стихотворение. В нем поэт размышляет о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, устанавливая связь поколений и времен.
В стихотворении дан точный пейзаж Михайловского, показаны излюбленные поэтом места:
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
По брегам отлогим
Рассеяны деревни – там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
Среди этих мыслей о прошлом Пушкина волнует воспоминание об уже умершей няне, человеке, особенно дорогом и близком ему:
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Но пребывание в Михайловском не только возродило воспоминания о прошлом. Оно явилось толчком для переоценки всей жизни. Минувшее встает перед поэтом как признак перемены, как свидетельство об «общем законе» развития жизни. Именно этот философический смысл заложен в стихотворении:
…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
Центральное место в стихотворении занимает описание любимых поэтом трех сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Стоят – одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко…
По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они все те же,
Все тот же их знакомый уху шорох –
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья;кусты теснятся
Под сенью их, как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк…
В основе этой картины – образ «зеленой семьи». Отсюда и кусты, которые теснятся «как дети», и старое одинокое дерево – «угрюмый», «старый холостяк». Все стихотворение как бы подготавливает основной образ молодой зеленеющей рощицы, олицетворяющей вечное движение жизни. Эта картина и вызывает у Пушкина мысли, полные глубокого философского значения. «Младая роща» делается символом будущих поколений, «племени младого, незнакомого», к которому поэт обращает свое слово в надежде, что и он не будет забыт потомками:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Пушкин видел бессмертие в вечном развитии жизни, неизменно меняющейся и прекрасной в каждом своем проявлении. В этом заключении раскрывается идея стихотворения. Это идея связи времен и поколений, текущих, изменяющихся и все же сохраняющих свое единство, выраженная Пушкиным в образе неизменно обновляющегося леса. Образ времени, столь важный для общей философской концепции Пушкина, создававшейся в его стихах на протяжении всей его жизни, здесь получает наиболее полное и законченное выражение.
Стихотворение композиционно завершено, хотя имеет излюбленную Пушкиным форму лирического фрагмента. Оно делится на 3 части: вступительную, посвященную приезду в Михайловское и воспоминаниям, с ним связанным;центральную, и самую обширную, в которой описывается холм и роща, и заключительную, содержащую обращение к будущим поколениям, вывод из всего стихотворения.
Композиционной ясности стихотворения соответствует и его словесное оформление. Стихотворение написано с предельной простотой и точностью. Уже самый отказ от рифмы, обращение к белому стиху, означал стремление Пушкина к ясности и простоте. Пушкин пишет «Вновь я посетил…» безрифменным пятистопным ямбом, которым написаны и «Борис Годунов», «Домик в Коломне», «Маленькие трагедии».
Уже само отсутствие рифмы переносит центр тяжести на смысловую и интонационную роль ритма, на выразительность каждого слова. В этом стихотворении достигнута предельная простота и естественность выражения. Конкретность и индивидуализация изображения в описании пейзажа и личных переживаний поэта сочетаются здесь с выражением основной идеи, определяющей построение художественного образа. Эпитеты в стихотворении очень конкретны: «опальный домик», «убогий невод», «зеленая семья». В каждом из этих эпитетов как бы сконцентрировано основное качество предметов, о которых идет речь.
Так в этих знаменитых стихах, полных глубокой поэзии, несмотря на отсутствие рифмы, простоту и неприкрашенность языка, создается удивительный по глубине и силе художественного обобщения образ, выражающий важнейшую для поэта мысль о «вечном законе» развития и движения, которому подчиняется человек и природа, о связи поколений и памяти как важнейшей категории человеческой жизни. Это стихотворение, наряду с «Памятником», стало своеобразным завещанием Пушкина, монологом, обращенным к будущим поколениям.
Анализ стихотворения «Вновь я посетил» Пушкина
Вариант 2
Стихотворение “Вновь я посетил” А. С. Пушкин написал в 1835 году. В нём он передал свои впечатления от возвращения в село Михайловское. В стихотворении автор вспоминает прошлое, наблюдает настоящее и обращается к будущему поколению.
Стихотворение “Вновь я посетил” Пушкин написал в сложный момент его жизни. В 1835 году по возвращении в родное село Михайловское он обдумывает дальнейшие планы. Его мысли устремлены одновременно назад, ведь за спиной – уже большая часть жизни, и вперёд, в будущее, которое пока не определено.
Тема
В качестве темы для стихотворения поэт выбрал свои размышления о местах, где он когда-то “провёл изгнанником два года незаметных”
– о Михайловском. Ему одновременно приятно и горько: с этим местом связано много его воспоминаний, но оно и он сам сильно изменились с момента их последней встречи.
Композиция
Одна из особенностей построения стихотворения состоит в том, что оно не поделено на строфы. Но можно условно разделить его на части. В первой поэт пишет, что часть его жизни уже осталась позади, и пришла пора переосмыслить прошлое. Во второй части Пушкин вспоминает места, которые видит теперь перед собой. Многое изменилось с тех пор, когда он был здесь в последний раз: умерла любившая его няня, дом остался пустым, изменился пейзаж.
“Веселых и приятных мыслей полон, пройдёт он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет”. В этом и заключается смысл жизни на земле: одни поколения непременно сменяют другие.
Таким образом, возвращение в Михайловское заставило Пушкина задуматься не только о прошлом, но и попытаться заглянуть в будущее.
Жанр
Жанр стихотворения можно определить как лирическое стихотворение. Лирический герой вспоминает прошлое, приводит свои размышления о жизни и смерти, о прожитых годах. Стихотворение наполнено чувствами и переживаниями лирического героя.
Стихотворение написано ямбом, что придает ему некую торжественность. Примечательно, что оно не имеет рифмы.
Средства выразительности
Стихотворение изобилует различными художественными средствами, умело, красиво примененными поэтом. Среди них встречается много метафор: “Минувшее меня объемлет живо”
, “кропотливого её дозора”
, “озеро… синея, стелется широко”
, “По брегам отлогим рассеяны деревни”
, “Зелёная семья”
, “угрюмый их товарищ”
, “могучий поздний возраст”
.
Также в тексте присутствуют эпитеты: “неведомые воды”
, “опальный домик”
, “шагов её тяжелых”
, “нив златых”
, “приветный шум”
, “веселых и приятных мыслей”
, и олицетворения: “Скривилась мельница, насилу крылья ворочая “
, “…в гору подымается дорога, изрытая дождями”
, “…кусты теснятся”
, и сравнения: “Кусты теснятся под сенью их как дети”
, “старый холостяк…”
.
Для передачи звуков Пушкин пользуется таким средством, как аллитерация. Например, для создания эффекта шуршания листвы повторяются звуки “ш” и “х”: “Знакомым шумом шорох их вершин”
, “знакомый уху шорох”
, “Но около корней их устарелых”
, “Услышит ваш приветный шум”
.
Стихотворение «Вновь я посетил» Пушкина анализ
Вариант 3
Краткое содержание
В стихотворении “Вновь я посетил…” А.С. Пушкин описал впечатления от посещения одного из своих любимых мест – села Михайловское. Настроение этого стихотворения наполнено грустью и воспоминаниями о прошлом, о детстве, о няне, доброта и мудрость которой так резко контрастируют с бездуховностью современного общества.
Пушкин с большой точностью описывает природу Михайловского, лесной холм, где он, еще не обремененный проблемами, любил проводить время, любуясь озером, старые сосны, приветствовавшие его, когда он проезжал мимо…
Но не только воспоминания одолевают поэта в Михайловском. Этот приезд позволил ему переоценить жизнь. Прошлое Пушкин воспринимает, как что-то старое, отжившее, в нем он пытается увидеть признаки грядущих перемен. Таким образом, через описание природы и размышления лирического героя автору удается показать прочную связь между будущим и прошлым, неразрывное единство человека и природы в нескончаемом круговороте времени.
История создания
Летом 1835 года А.С. Пушкин наконец-то смог побывать в Михайловском, которое не посещал уже очень давно. Это место влекло его тем, что там прошла его беззаботная юность, и там же он, находясь в ссылке, создал ряд замечательных произведений.
И вот, Пушкин, именитый зрелый поэт, наделенный определенной житейской мудростью, приезжает в Михайловское. Поток воспоминаний захлестывает его, знакомые с детства места, рощи, холм, сосны, скамейка у пруда – все это он пропускает через призму своей жизни. Эти нежные, грустные чувства приводят автора к размышлениям о молодости и старости, о закономерности смены поколений.
Подводя итоги, поэт решает изложить это на бумаге. Так зародилось и было написано стихотворение «Вновь я посетил». Исследователи творчества Пушкина нашли в его архивах и другие фрагменты этого стихотворения, не вошедшие в окончательный вариант. Это говорит о том, что поэт с большой серьезностью и кропотливостью отнесся к этой работе.
Композиция
Стихотворение не разделяется на строфы, но условно состоит из трех частей. Первая – воспоминания о прошлом: «Сиживал недвижим и глядел на озеро», грусть о няне: «Не слышу я шагов ее тяжелых, ни кропотливого ее дозора».
Вторая, центральная часть – это возвращение мыслей поэта к настоящему времени. В описании трех старых сосен присутствует молодая поросль: «Теперь младая роща разрослась, зеленая семья;кусты теснятся под сенью их, как дети».
В третьей части грусть окончательно уступает место надежде на молодое поколение, которое поэт приветствует словами: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Ход времени воспринимается им, как закономерная неизбежность. Он готов к переменам, как в себе, так и в окружающем мире.
Жанр
Произведение как бы направлено на подготовку главного образа – юной, свежей зеленеющей поросли, которая со временем превратится в могучую рощу, олицетворяющую жизненный круговорот. Все это и становится основой философских мыслей автора. Исходя из этого, «Вновь я посетил» относится к жанру философской лирики (философские размышления приходят на место лирических воспоминаний).
Размер и средства художественной выразительности
Торжественность пятистопного ямба свидетельствует о важности размышлений поэта. Использование многоточия – способ передачи психологической паузы и ощущения бренности всего живого, которое может в любой момент оборваться… Отсутствие рифмы позволяет переместить смысловую нагрузку на интонацию. Самое важное по смыслу слово всегда перенесено на конец строки. Таким образом, складывается особая ритмика стихотворения, приближенная к разговорной речи и рассуждениям.
Как уже упоминалось выше, текст стихотворения напоминает разговорную речь, поэтому Пушкин не злоупотребляет в нем классическими средствами художественной выразительности. Очень сдержанно и, в то же время, уместно использованы эпитеты: «холм лесистый», «неведомые воды», «опальный домик», «нив златых» и др. Здесь же соседствуют и просторечные выражения: «сиживал», «вечор». Не обошлось и без включения поэтических штампов: «брегам», «младая», «главу», «златых».
Поэт использует олицетворения и сравнения в описании сосен: «стоит один угрюмый их товарищ, как старый холостяк». Звуковой выразительности автор добивается при помощи аллитерации (повторяющихся согласных, в данном случае – шипящих) в изображении тех же сосен: «шум и шорох их вершин» и при воспоминаниях об Арине Родионовне: «не слышу я шагов ее тяжелых».
При жизни поэта стихотворение не издавалось. Оно было опубликовано журналом «Современник» в 1837 году.