Стихотворение Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), сочинение | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Стихотворение Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), сочинение

В лирике Пушкина есть множество удивительных по красоте и гармонии стихотворений, но, пожалуй, одним из самых ярких шедевров его творчества является стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновенье…»).

Считается, что это любовное послание, написанное в 1825 году, адресовано Анне Петровне Керн. Пушкин действительно был увлечен ею еще в Петербурге. Знакомство состоялось в 1819 году в доме приятелей Пушкина Олениных. Поэт был очарован красотой и обаянием молодой женщины. Но потом они надолго расстались: Пушкин отправился сначала в ссылку на Юг, затем в Михайловское. Именно здесь «в глуши, во мраке заточенья» и произошла их новая встреча.

Анна Петровна была племянницей Прасковьи Александровны Осиповой, хозяйки имения Тригорское, которое находилось по соседству с Михайловским. Пушкин дружил с тригорскими соседями, а когда к ним приехала Анна Петровна, тут же отправился в Тригорское, чтобы встретиться со своей давней знакомой. Перед отъездом Анны Петровны 19 июля 1825 года Пушкин вручил ей экземпляр одной из первых глав «Евгения Онегина», между неразрезанными страницами которого лежали стихи «Я помню чудное мгновенье…».

Кажется, эта история в точности соответствует лирическому сюжету стихотворения. Вначале поэт вспоминает о том «чудном мгновенье», когда впервые перед ним «явилась» прекрасная женщина, «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Затем идет описание тех лет, которые протекли «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумный суеты» и завершились тем, что воспоминание о «голосе нежном», «небесных чертах» этой женщины исчезло. «Прежние мечты» рассеялись, и, оказавшись «во мраке заточенья», поэт утратил не только прекрасное воспоминание о «мимолетном виденье», но и то, что оно принесло в его жизнь:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Но «вот опять явилась» та, с которой связаны лучшие чувства поэта, душа его пробуждается, «сердце бьется в упоенье»

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

На первый взгляд, все точно соответствует истории взаимоотношений поэта и Анны Керн. Но почему же тогда он не хотел ей отдавать эти стихи? Сама Анна Петровна вспоминает об этом так: «Когда я сбиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать;насилу выпросила я их опять;что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю».

Кончено, не стоит гадать, что «промелькнуло тогда в голове» поэта, но можно предположить, что образ прекрасной женщины, названной «гением чистой красоты», дарящей человеку всю полноту, всю гармонию жизненных чувств, разумеется, не может быть отнесен только к одной конкретной женщине – даже такой обаятельной, наделенной удивительной, чарующей красотой. Это художественное обобщение, которое выражает все то, что поэт связывает с самым прекрасным, самым главным человеческим чувством – любовью.

Именно она – любовь – наделяет земную женщину божественными чертами. Ведь поэтический образ «гения чистой красоты» заимствован Пушкиными из стихотворения В.А. Жуковского «Ларра Рук», где он связан с небесным видением, которое лишь иногда спускается на землю:

Ах! Не с нами обитает

Гений чистой красоты;

Лишь порой он навещает

Нас с небесной высоты…

Но для Пушкина вся суть и состоит в том, что божество может существовать на земле и дарить человеку вдохновение, слезы, саму жизнь. Это божество и есть любовь. Она прекрасна и гуманна в своей основе, что бы ей не препятствовало, какие бы испытания не выпадали. Она – любовь –воскрешает человека и дает ему жизненные силы, помогает обрести гармонию.

Эта важнейшая мысль стихотворения позволяет отнести его не только к любовной, но и к философской лирике. Ведь здесь Пушкин показывает не только красоту любовного чувства, но и размышляет о самоценности каждого мгновения жизни, которое наполнено чудом ожидания любви, творчества, встречи с божеством.

Недаром в этом подлинном шедевре пушкинской лирики так мало средств поэтической выразительности – метафор, сравнений, эпитетов. Они очень тщательно отбираются, точно соответствуя основной мысли стихотворения.

Но в то же время простота и непритязательность поэтических образов дает возможность акцентировать внимание на звучании стиха. Стихотворение необыкновенно мелодично, оно все наполнено музыкой. Такой поразительный эффект создается за счет рефрена («как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»), анафоры («без божества, без вдохновенья…»;«и сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь…») и сквозных рифм (мгновенье – виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье), которые создают мягкие переходы от одного четверостишия к другому. Аллитерация на сонорные «м», «л», «н» дополняет и усиливает эффект музыкального звучания.

Недаром так много композиторов создавали музыку к этим стихам. Самый известный романс был написан в 1840 году М.И. Глинкой и посвящен дочери Анны Петровны Керн. Так сама жизнь завершила удивительную историю, связанную с созданием этого поэтического шедевра, навсегда соединившегося для нас с чарующей музыкой, прекрасной женщиной и поэтом, который сумел отыскать самые точные и выразительные слова для чувства столь всеобъемлющего, что оно кажется невыразимым.

«Я помню чудное мгновенье» сочинение.

Вариант 2

Строки любви и нежности занимают большое место в стихах Пушкина.

В годы ссылки в Михайловское одна встреча озарила «закованные дни»: в Тригорское приехала погостить Анна Петровна Керн — молодая, красивая женщина, которую Пушкин знал еще в Петербурге. Он познакомился с ней в доме Олениных в начале 1819 года. Уже тогда Пушкин был очарован ее красотой и обаянием. Внезапно и остро вспыхнувшая страсть, несколько вечеров в гостиной пригородного дома, несколько совместных прогулок — и снова расставание, снова одиночество, теперь особенно горькое, непереносимое: «проклятый приезд, проклятый отъезд!» Встрече с Керн мы обязаны одним из совершенных созданий поэзии – стихотворением «Я помню чудное мгновенье».

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Среди лидеров пушкинской любовной лирики стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» — одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических.

Считается, что стихотворение посвящено А. П. Керн. Незадолго до ее отъезда он написал это стихотворение, которое сам вручил ей вместе с экземпляром одной из глав «Евгения Онегина».

Стихотворение начинается с воспоминания о прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. «Я помню чудное мгновенье…», «Я помню…» Музыка Глинки слегка завораживает.

Много еще поэм, стихов написано поэтом о любви, но мне почему-то захотелось рассказать именно об этом.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»  (Пушкин А. С.)

Вариант 3

В стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» описываются чувства лирического героя, тосковавшего от разлуки с возлюбленной, а потом вновь с ней встретившегося. Стихотворение можно разделить на три смысловые части: первая встреча героя с девушкой, время разлуки, вторая встреча. Впервые увидев девушку, герою кажется, что она ангел. Для описания этого автор использует слово «явилась».

Используя эпитеты в словосочетаниях «чудное мгновенье», «мимолётное виденье», «гений чистой красоты», автор доносит до читателя, что для лирического героя время, проведённое с возлюбленной, пролетает незаметно, она идеальна, чиста и совершенна. В описании периода разлуки А. С. Пушкин использует такие эпитеты, как «нежный голос», «милые черты», чтобы ещё раз указать на то, насколько для лирического героя девушка прекрасна и невероятна. А фраза «томленья безнадёжной грусти» означает, что ему суждено страдать от невозможности снова её увидеть без надежды на встречу.

Со временем лирический герой перестал и думать о встрече с ней. Это подтверждают слова «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». Говоря о «небесных чертах» девушки, автор снова подчёркивает то, что возлюбленная лирического героя – ангел для него. После этого жизнь героя пошла так, будто он находился в тюрьме, дни были серыми, и ничто его не радовало: жил словно «в глуши», находился «во мраке заточенья», медленно «тянулись дни».

Используя ряд однородных членов предложения, а также многочисленные отрицания во фразе «без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви», автор говорит о том, что, когда любимая исчезла из жизни лирического героя, вследствие этого исчезли и его чувства, и эмоции, и смысл его существования, для него фактически исчезла жизнь. Но вот они встретились снова. Описывая её, А. С. Пушкин использует те же фразы, слова и обороты: «…как мимолётное виденье…» - чтобы показать, что она не изменилась, такая же идеальная, такая же прекрасная и неземная. Её появление снова заставило героя жить, об этом говорится во фразе «души настало пробужденье». То, что исчезло с её уходом, вернулось, когда она снова явилась.

Всё «воскресло»: божество, вдохновенье, жизнь, слёзы и любовь. Вновь появились чувства, эмоции, ощущения. Снова появилась у героя жизнь. Таким образом, на основе анализа стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновение…» можно сделать вывод, что любовь вдохновляет автора, даёт ему смысл жизни и наполняет её чувствами и эмоциями.

Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» (анализ)

Сочинение Вариант 4

Среди шедевров Пушкинской любовной лирики стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» – одно из самых проникновенных, трепетных, гармоничных. Здесь чувства без остатка растворены в словах, а слова как бы сами просятся, ложатся на музыку.

Это стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, с которой Пушкин впервые познакомился в Петербурге в доме Олениных, в начале 1819 г. Уже тогда поэт был очарован красотой и очарованием Анны Керн. После этой встречи прошло шесть лет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 г., когда она гостила в Тригорском у своей тетки П. А. Осиповой. Неожиданная встреча всколыхнула в поэте почти угасшее чувство. В обстановке однообразной и тягостной михайловской ссылки появление Керн вызвало пробуждение в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радость творческого вдохновения, упоение и волнение страсти и любви.

Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согрето трепетным и горячим незатухающим чувством, благоговейным преклонением перед святыней красоты:

 

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

«Гений чистой красоты» – это облик земной женщины, явившейся перед поэтом во всем очаровании и блеске своей красоты. Но это также и обобщенный образ идеальной, прекрасной женщины.

Следующие строфы автобиографичны. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты», воссоздает иной настрой чувств в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»), говорит о «мраке заточенья» михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных в глуши:

 

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

 

Это не просто воспоминание, воспроизведение прежних пережитых впечатлений. В памяти поэта «милые черты» не стираются, «голос нежный» все также звучит в душе. Гармоническая умиротворенность достигается задушевностью интонации, меланхолическими раздумьями о днях, прожитых «без божества, без вдохновенья». Своего рода музыкальным рефреном звучит дважды повторенный эпитет «голос нежный», рифмы внешне непритязательны («нежный – мятежный», «вдохновенья – заточенья»), но и они полны гармонии, песенности, романсовости стиха.

Но вдруг эта гармония взрывается. Тихая нежность уступает место бурной страсти. Вновь возрождение чувств в душе поэта, вновь прилив жизненных сил, вновь приход творческого вдохновения:

 

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

 

Упоение всепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины приносит ни с чем не сравнимое счастье, блаженство.

В данном стихотворении тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой. Явление «гения чистой красоты» внушило поэту и целомудренное восхищение и упоение любовью, и просветленное вдохновение.


Comments are closed.