«Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир» | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

«Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир»

Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души, и в то же время в «Войне и мире» введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Л.Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, — это Болконские, Ростовы и Курагины.

В то же время Болконские и Ростовы — это не просто семьи, это целые жизненные уклады, уклады, основанные на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых — благородно-наивной семьи, живущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и сердечность, и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.

Доброта и беззаботность семьи Ростовых распространяются не только на ее членов;даже посторонний для них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный естественностью и жизнерадостностью Наташи Ростовой, стремится изменить свою жизнь. И, наверное, самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой поверхностности — суть семьи.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями другой дворянской семьи в романе — с Болконскими. Но у этой породы основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу. Именно эти принципы, вероятно, и не могут принять и понять чувствительные Ростовы.

Чувство фамильного превосходства и собственного достоинства ярко выражены в Марье — ведь и она, более, чем все Болконские, склонная скрывать свои чувства, считала брак брата и Наташи Ростовой неподходящим.

Но наряду с этим нельзя не отметить и роль долга перед Отечеством в жизни этой семьи — защита интересов государства для них выше даже личного счастья. Андрей Болконский уезжает в то время, когда жена должна родить;старый князь в порыве патриотизма, забыв о своей дочери, рвется на защиту Отчизны.

И в то же время необходимо сказать, что в отношениях Болконских присутствует, пусть глубоко скрываемая, любовь, естественная и искренняя, скрытая под маской холодности и высокомерия.

Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах служит не для того, чтобы соединить и исправить их отношения, а чтобы восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности и пафосности их отношений в последние дни жизни Андрея Болконского. Совсем не похожа на эти две семьи низкая, «подлая» порода Курагиных;их даже с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям: «спокойному дураку» Ипполиту и «беспокойному дураку» Анатолю. Их близость — круговая порука эгоистичных людей, их появление, нередко в романтическом ореоле, вызывает кризисы в остальных семьях.

Анатоль, символ свободы для Наташи, свободы от ограничений патриархального мира и в то же время от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого…

В этой «породе», в отличие от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения.

Но эта семья интриганов-наполеонов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен — запутавшись в них, она умирает.

Но к концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, — гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухов создают тот домашний уют, ту атмосферу, которые они оба искали.

Николай и княжна Марья, вероятно, будут счастливы — ведь они именно те представители семей Болконских и Ростовых, которые способны найти что-то общее;«лед и пламень», князь Андрей и Наташа были не способны связать свои жизни — ведь даже любя, они не могли до конца понять друг друга.

Интересно добавить, что условием для соединения Николая Ростова и намного более глубокой Марьи Болконской стало отсутствие отношений между Андреем Болконским и Наташей Ростовой, поэтому эта любовная линия активизируется лишь в конце эпопеи.

Но, несмотря на всю внешнюю завершенность романа, можно отметить и такую композиционную особенность, как открытость финала — ведь не случайна последняя сцена, сцена с Николенькой, вобравшим в себя все лучшее и самое чистое, что было у Болконских, у Ростовых и Безухова. Он — будущее…

 

«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

Вариант 2

Вступление

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого считается историческим романом. В нем описываются реальные события военных кампаний 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года. Казалось бы, кроме батальных сцен и рассуждений о войне ничего не должно волновать писателя. Но центральной сюжетной линией Толстой прописывает семью, как основу всего русского общества, основу нравственности и морали, основу поведения человека в ходе истории. Поэтому «мысль семейная» в романе «Война и мир» Толстого является одной из главных.

Л.Н.Толстой представляет нам три светских семьи, которые показывает на протяжении почти пятнадцати лет, раскрывает семейные традиции и культуру нескольких поколений: отцов, детей, внуков. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Три семьи так не похожи друг на друга, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников.

Семья Ростовых

Одна из самых образцовых семей общества, представленная Толстым в романе, это семья Ростовых. Истоки семьи – любовь, взаимопонимание, чувственная поддержка, гармония человеческих отношений. Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня. Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга. Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее. «…красивая Вера презрительно улыбнулась…», – описывает Толстой ее манеру вести себя в обществе, сама она говорила, что ее воспитывали по-другому и гордилась тем, что не имеет отношения «ко всяким там нежностям».

Наташа с детства была взбалмошной девочкой. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, обожание Пьера Безухова, увлеченность Анатолем Курагиным, любовь к Андрею Болконскому – поистине искренние чувства, абсолютно лишенные корысти.

Проявление настоящего патриотизма семьи Ростовых подтверждает и раскрывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Николай Ростов видел себя только военным и записался в гусары, чтобы пойти защищать русскую армию. Наташа отдала подводы для раненых, бросив все нажитое имущество. Графиня и граф предоставили свой дом для укрытия раненых от французов. Петя Ростов идет на войну совсем мальчиком и погибает за родину.

Семья Болконских

В семье Болконских все несколько иначе, чем у Ростовых. Толстой не говорит, что здесь не было любви. Она была, но проявление ее не носило такого нежного чувства. Старый князь Николай Болконский считал: «Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Все в их семействе подчинялось строгому порядку – «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Он сам занимался обучением своей дочери, изучал с ней математику и другие науки.

Молодой Болконский любил отца и уважал его мнение, он обходился с ним достойно княжеского сына. Уходя на войну, он попросил отца оставить на воспитание своего будущего сына, так как знал, что отец сделает все по чести и справедливости.

Княжна Марья, сестра Андрея Болконского, слушалась старого князя во всем. Она с любовью принимала все строгости отца и заботилась о нем с усердием. На вопрос Андрея: «Трудно тебе с ним?

» Марья отвечала: «Разве возможно судить об отце?.. Я так довольна и счастлива с ним!»

Все отношения в семье Болконских были ровными и спокойными, каждый занимался своим делом и знал свое место. Истинный патриотизм проявил князь Андрей, отдав собственную жизнь за победу русской армии. Старый князь до последнего дня вел записки для государя, следил за ходом войны и верил в силу России. Княжна Марья не отреклась от веры, молилась за брата и помогала людям всем своим существованием.

Семья Курагиных

Эта семейство представлено Толстым в противоположность двум предыдущим. Князь Василий Курагин жил только для выгоды. Он знал, с кем дружить, кого приглашать в гости, за кого посватать детей, чтобы выгодно устроиться в жизни. На замечание Анны Павлолвны Шерер о его семействе говорит: «Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви».

Светская красавица Элен дурна душою, «блудный сын» Анатоль ведет праздный образ жизни, в кутежах и забавах, старшего, Ипполита, отец называет «дураком». Эта семья не способна любить, сопереживать, заботиться даже друг о друге. Князь Василий признается: «Мои дети – обуза моего существования». Идеал их жизни – пошлость, разврат, приспособленчество, обман любящих их людей. Элен разрушает жизни Пьера Безухова, Анатоль вмешивается в отношения Наташи и Андрея.

О патриотизме здесь даже речи не идет. Сам князь Василий постоянно судачит в свете то о Кутузове, то о Багратионе, то об императоре Александре, то о Наполеоне, не имея постоянного мнения и подстраиваясь под обстоятельства.

Новые семьи в романе

В конце романа «Война и мир» Л.Н.Толстой складывает ситуацию смешения семей Болконских, Ростовых и Безухова. Новые крепкие, любящие семьи связывают Наташу Ростову и Пьера, Николая Ростова и Марью Болконскую. «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое», – говорит автор. Свадьба Наташи и Пьера состоялась в год смерти графа Ростова – старая семья разрушилась, новая образовалась. А для Николая жениться на Марье было спасением, как всей семьи Ростовых, так и его самого. Марья со всей своей верой и любовью хранила семейный душевный покой и обеспечивала гармонию.

Вывод

После написания сочинения на тему «Мысль семейная в романе «Война и мир»» я убедился, что семья – это мир, любовь, понимание. И гармония семейных отношений может прийти только в уважении друг к другу.

 

Мысль семейная в романе "Война и мир"

Вариант 3

В романе «Война и мир» для Льва Николаевича Толстого важно подчеркнуть контраст между бесчеловечностью войны и очарованием той жизни, которую он считает настоящей. Такая жизнь для него связана главным образом с семейным укладом, любовью близких, традиционными праздниками и будничными заботами. Именно поэтому в романе «Война и мир» мысль семейная занимает значительное место. Толстой изображает семьи, различные по своему укладу, образу жизни, положению в обществе. Он показывает радушных, добрых Ростовых, строгих, отличающихся высоким интеллектом и требовательностью Болконских, корыстных и равнодушных Курагиных, хитрых Друбецких и многих других.

Подчёркивая важность мысли семейной в «Войне и мире», Толстой использует приём контраста, демонстрируя читателю, какие семьи он считает настоящими. Поговорим об этом кратко, что поможет вам в написании сочинения, например.

Семья Ростовых в романе - главная идея

Мысль семейная в романе «Война и мир» так важна для Толстого ещё и потому, что прототипами многих героев стали близкие и дальние родственники самого писателя. Так, в образе Николая Ростова Толстой показывает многие черты своего отца. Семья Ростовых состоит из отца, матери, старшей дочери Веры, сына Николая, дочери Наташи, младшего сына Пети и племянницы Сони. Семья изображается Толстым с особой любовью. Он показывает гостеприимство и широту души старого графа, его добродушную улыбку, с которой тот встречает всех гостей, независимо от того, выше или ниже его они стоят на общественной лестнице.

С умилением изображает писатель пляску старого графа и Марьи Дмитриевны на именинах жены и дочери, щедрость и искренний патриотизм, с которыми он готовит торжественный обед в честь Багратиона. Очень важно для писателя показать ту любовь, которой окружены дети в семье Ростовых. Наташа делится с матерью всеми своими переживаниями, девическими волнениями, тревогами, просит совета, а старая графиня серьёзно относится ко всем, иногда смешным, тревогам Наташи.

Близость матери и дочери подчёркнута даже тем, что у них одинаковые имена – обе Натальи. Как ещё Толстой подчеркнул в романе «Война и мир» мысль семейную? Забота о детях проявляется в том, как родители стараются дать хорошее воспитание детям: нанимают лучших учителей музыки и танцев для Наташи, хлопочут об устройстве в полк Николая. Отношения детей и родителей наглядно иллюстрирует эпизод, когда Николай возвращается домой, проиграв огромную сумму в карты. Он, скрывая внутренний стыд, вначале бахвалится и говорит отцу: «С кем не бывает». Отец не упрекает его и обещает денег.

Николай же, видя, как побледнел отец, как больно ему от поведения сына, бросается на колени и просит прощения у отца. Отец, как бы ни было тяжело, оплачивает карточный долг сына. Николай благодарен старому графу и уже иначе смотрит на свою жизнь. В тяжёлые моменты жизни дети стали опорой родителей. Когда в жизни семьи произошло страшное горе – погиб Петя Ростов, и старой графине, почти мгновенно постаревшей, понадобилась поддержка дочери, Наташа преданно ухаживала за матерью.

После смерти отца Николаю Ростову выгоднее было отказаться от наследства, так как отец оставил много долгов. Но он посчитал предательством памяти отца отказ от наследства, для него было делом чести принять на себя семейные долговые обязательства.   На примере семьи Ростовых Толстой раскрывает «мысль семейную» в романе «Война и мир», он показывает, что лежит в основе настоящей семьи: взаимная любовь, поддержка, уважение к родителям, забота друг о друге.

Семья Болконских - основная мысль

Мысль семейную в романе «Война и мир» невозможно даже кратко раскрыть, обойдя вниманием семью Болконских. Во многих из них воплотились черты родственников Толстого со стороны матери – Марии Волконской. Болконских отличает высокий интеллект, строгость жизни, дисциплинированность, уважение к труду, настоящий патриотизм.

Николай Андреевич Болконский подчинил жизнь в своём имении Лысые Горы строгому порядку. К порядку он приучил и детей. Для него есть две добродетели: деятельность и ум. Княжна Марья и Андрей воспитывались в строгости, но и в любви. Они понимают сложный характер отца, не всегда с ним согласны.

Княжна Марья побаивается отца, князь Андрей не всегда разделяет его взгляды. Но у них есть то важное, что объединяет каждого из них: сложная внутренняя интеллектуальная жизнь, уважение друг к другу, искренняя любовь и неявная, непоказная забота, а также настоящий, воспитанный с детства патриотизм и понятие чести. Так, провожая на войну 1805 года князя Андрея, отец говорит ему: «…коли тебя убьют, мне старику больно будет… - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» А княжна Марья просит Андрея надеть подаренный ею серебряный образок. Во время войны 1812 года умирает старый князь Болконский.

На смертном одре он думает о двух главных в его жизни понятиях: о своих детях и о России. Князь Андрей перенял многие качества своего отца, неслучайно он решает жить для семьи, больше не служить, но когда приходит беда – наступает 1812 год – он не может не служить и отправляется в действующую армию.

Семья Курагиных в произведении

Раскрывая мысль семейную в «Войне и мире», Толстой по контрасту с Ростовыми и Болконскими изображает семью Курагиных. Каждый член семьи эгоистичен, корыстен и равнодушен к родным. Так, мать завидует красоте и богатству дочери. Князь Василий называет своих детей обузой и думает только об обогащении. В детях же совершенно отсутствуют какие-либо нравственные качества.


Comments are closed.