Важным ключом к характеру героя является его портрет.
В портрете раскрываются наиболее сокровенные черты его характера, его внутренний мир. Толстой описывает не только внешность человека, но и его нрав, быт.
Так как для Толстого важна его собственная формула бытия: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — то и своих героев он оценивает по этим критериям. Особенности портретных описаний в романе мы можем наблюдать на примере Кутузова и Наполеона.
Эти персонажи философски противопоставлены друг другу. Образ одного строится по контрасту к другому.
По внешнему виду Кутузов ни в чем не уступает Наполеону.
«Кутузов, в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле».
И Наполеон:
«Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах».
Но зато как отличается выражение их лиц.
Если «умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова», то «на лице Наполеона была неприятно-притворная улыбка».
В портрете Кутузова подчеркивается его естественность, непринужденность, бытовая простота.
«Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же», он «неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета». Кутузов командует «с абстракцией служаки, находящегося на службе», с государем говорит «ясно и отчетливо». В отношении к своим солдатам он добр, они для него — «чудесный, бесподобный народ».
«Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий… Он умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».
Автор подчеркивает внешнюю немощь, стариковскую тучность, дряблость его тела. Несмотря на это, чувствуется какой-то внутренний покой и сосредоточенность его души.
Образ Наполеона овеян некой таинственностью, его характеристики очень пространны. Наполеон — это «человек в сером сюртуке, очень желавший, чтоб ему говорили «ваше величество». Так отзывается о нем один из героев.
В его портрете автор подчеркивает одну мелкую деталь — дрожание левой икры. «— Дрожание моей левой икры есть великий признак, — говорил Наполеон впоследствии». Эта фраза вызывает у нас только улыбку.
Все его описания сделаны Толстым с легкой иронией:
«Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость». «В его понятии все то, что он делал, было хорошо… потому, что он делал это».
Он ведет себя как человек, понимающий, что все его слова, жесты — это история. С его лица не сходит «выражение милостивого и величественного императорского приветствия».
Все его действия, фразы — все наигранно и театрально. Его жизнь — некая интрига, авантюра. Бонапарт «должен был отречься от правды и добра и всего человеческого».
По портрету героя, нарисованному автором, у нас складывается свое представление об этом персонаже. В романе огромное количество различных портретов, каждый из которых оригинален и своеобразен по-своему. В то же время Толстой, как психолог, старался показать как схожесть отдельных образов, так и их различие.
Какие-то портреты Толстой брал из своей собственной жизни. «Я бы стыдился печататься, ежели бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить», — говорил он в одном из своих писем. Для него было важно написать портрет не одного человека, а целой группы людей