Жанровое своеобразие романа Пушкина “Евгений Онегин” | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Жанровое своеобразие романа Пушкина “Евгений Онегин”

Пушкин с особым вниманием подходил к вопросу определения жанра своего произведения. Поэт охарактеризовал жанр “Евгения Онегина” как “роман в стихах”, что говорило о том, какая “дьявольская разница” существовала для него между поэтическим и прозаическим изображением одной и той же действительности, даже при сохранении той же тематики и проблематики.

С одной стороны, роман “Евгений Онегин” является “собраньем пестрых глав”, с другой – целостным произведением, в котором, благодаря жанровому синтезу предметов изображения, Пушкину удается соединить то, что характерно для эпоса, и то, что свойственно лирическим произведениям. Своему роману Пушкин придает черты, свойственные эпическому жанру: большой объем (восемь глав), две сюжетные линии, сосредоточенность повествования на судьбе частной личности в процессе ее становления и развития. Также с эпосом жанр произведения связывает изображение жизни, объективной действительности, быта, предметов, которые окружают человека, с помощью которых автор создает портрет героя, его образ.

Вторым предметом изображения, с которым связано лирическое начало, автор делает внутренний мир лирического героя. Он является рефлексирующим героем, так как делает происходящие в романе события предметом своего осмысления. Образ лирического героя дает Пушкину возможность ввести еще одну жизненную позицию, отличную от позиций других героев, раскрыть новые аспекты проблематики, обсудить с читателем проблемы, которые нельзя было просто поставить в сюжете. Но в то же время многообразие функций образа лирического героя делает его изображение противоречивым. С одной стороны, лирический герой, или Автор, – это творец художественного мира:

Я думал уж о форме плана

И как героя назову;

Покамест моего романа

Я кончил первую главу.

С другой стороны, лирический герой выступает в роли друга героя, является участником происходящих событий: “Онегин, добрый мой приятель”. Такая неопределенная позиция, занимаемая лирическим героем, является программным противоречием в романе. Но Пушкин, замечая его наличие, писал: “Противоречий очень много, но их исправить не хочу”.

Являясь своеобразным хроникером жизни героев (поскольку письмо Татьяны и стихи Ленского оказываются у него), он также не забывает о том, что он их друг и вправе давать оценки поступкам:

Но не теперь. Хоть я сердечно

Люблю героя моего,

Хоть возвращусь к нему, конечно,

Но мне теперь не до него.

Благодаря образу повествователя возможен легкий переход от темы к теме. Именно с помощью такой свободной манеры повествования Пушкину удается передать “даль свободного романа”, которую он “сквозь магический кристалл еще не ясно различал”, в которой ему впервые явились “юная Татьяна и с ней Онегин в смутном сне”.

Лирический герой может обсуждать с читателем литературные вопросы, вопросы философского характера, переход от его романтических взглядов к реалистическим. Все это происходит благодаря созданной им иллюзии диалога с читателем. Именно в иллюзии дружеской беседы заключается легкость повествования. Пушкин делает из своего читателя человека, принадлежащего к его близкому кругу друзей. Он предоставляет читателю возможность почувствовать себя в дружеской обстановке, понять, что Пушкин относится к нему как к старому другу. И по представлению поэта, читатель должен знать, каким бывает “Дельвиг пьяный на пиру”, а, следовательно, являться поистине близким другом Пушкина. Именно с таким читателем, в котором Пушкин видел своего друга, он мог “заболтаться донельзя”.

Одной из задач, которую ставил перед собой поэт, создавая образ лирического героя как повествователя, было введение лирических отступлений. С их помощью поэт показывает эволюцию взглядов повествователя от романтизма к реализму:

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор…

Теперь мила мне балалайка

Да пьяный топот трепака…

Мой идеал теперь – хозяйка,

Мои желания – покой,

Да щей горшок, да сам большой.

Также важнейшими функциями лирических отступлений является введение пейзажа:

Но вот уж лунного луча

Сиянье гаснет. Там долина

Сквозь пар яснеет. Там поток

Засеребрился…,

создание образа среды, формирующей внутренний мир героев, что очень важно для Пушкина-реалиста (среда дворянской молодежи).

Пушкин оставляет финал произведения открытым, в чем сказывается новое, реалистическое качество романа в стихах, как и то, что он относится к жанру, соединяющему два художественных мира – пушкинской поэзии и пушкинской прозы. Именно такая удивительная способность Пушкина с помощью открытого финала создать свое произведение “как целостный, замкнутый в себе художественный организм” (Ю.М. Лотман), подвигла Гоголя сказать о творчестве поэта следующее: “Слов немного, но они так точны, что объясняют все. В каждом слове бездна пространства;каждое слово необъятно, как поэт”.

 

Своеобразие жанра произведения Пушкина «Евгений Онегин»

Вариант 2

Ко времени создания «Евгения Онегина» Пушкин оказался на развилке жанровых дорог.

Каноны русской литературы ещё только складывались, и потому писателям приходилось ориентироваться на уже имевшиеся западноевропейские образцы.

Одним из путей создания крупного художественного произведения считалась в то время лироэпическая поэма. Образцы этого жанра были представлены в творчестве Ф. Шиллера, И. В. Гёте, Дж. Г. Байрона.

Во многом именно Байрон придал в общем-то эпическому жанру поэмы лирическое звучание, дав новый ракурс художественного изображения. Его герои не просто действуют, они – чувствуют, автор же становится не простым бытописателем, а живым соучастником происходящего.

На русском языке ничего подобного написано ещё не было. Вот почему роман «Евгений Онегин» часто называют русским «Чайльд Гарольдом».

 

Другой традиционный путь – создание классического романа в прозе.

Жанр романа, возникший в поздней античности и получивший своё название от лат. «Roman» (римский), широко распространился в средневековье, вобрав в себя черты народной ярмарочной культуры, затем, в эпоху Возрождения, обрёл типологию сюжетов, а в эпоху романтизма научился живописать конфликты общественных отношений.

В русской литературе типичного романа в его европейском понимании к моменту создания «Евгения Онегина» также не было.

Были повести Новикова и Карамзина, был роман-путешествие А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», напоминающий, скорее, серию очерков и тяготеющий к публицистике.

А вот социально-философского романа с сюжетными линиями, охватывающими частную жизнь отдельных семей или героев, не было.

 

Пушкин свёл две традиции в одну, создав первый в России роман в стихах «Евгений Онегин».

Обозначив жанр произведения таким образом, поэт настоял на соединении двух родов литературы: лирики и эпоса. Встретились две изобразительные стихии, каждая из которых дала возможность воспринимать и анализировать роман под особым углом зрения.

От романа «Евгений Онегин» взял размах изображения, его эпичность (пространство и время действия распахнуты), обилие персонажей, соединение нескольких сюжетных линий, богатую социально-философскую и нравственно-психологическую проблематику, тщательную прорисовку культурно-исторического фона.

От лирики «Евгению Онегину» досталась исповедальная задушевная интонация, с которой ведётся повествование, «вмешательство» во внутреннюю жизнь персонажей, описание сцен их частной жизни, свободная композиция, обилие авторских отступлений и наличие лирического героя.

 

Роман в стихах «Евгений Онегин» стал настоящим жанровым открытием Пушкина, благодаря которому русскую литературу во всём мире стали считать неожиданной и новаторской.

Традицию жанрового эксперимента продолжил Н. В. Гоголь, по иному соединив поэзию и прозу в своём бессмертном произведении «Мёртвые души», которое определил как прозаическую поэму.

Своеобразие романа "Евгений Онегин"

Вариант 3

Роман "Евгений Онегин" - это бессмертное произведение великого Александра Сергеевича Пушкина. В отличие от других произведений, роман искусно написан в стихотворной форме.

Для А.С. Пушкина писать стихами - это писать принципиально иначе чем прозой. Роман в стихах - особый художественный мир, построенный по своим законам. А.С. Пушкин в мире стихов чувствует себя вольнее, чем в прозе. Конечно, в стихотворном поэтическом произведении чаще, чем в прозаическом встречаются неточные слова, зато она способна сохранить то, что Пушкин особенно ценил.

Пушкинский роман - роман "свободный". Он свободен в смысле непредсказуемости сюжетных событий. Наконец, роман свободен от тех правил, благодаря которым создавались художественные произведения эпохи Пушкина.

Пушкин создал роман о современном ему герое со сложным, противоречивым характером. Это - роман-исследование жизни, в котором читатель оказывается как бы соавтором. Вместо господствующих в литературе того времени, категорических оценок, предрешавших выборы читателя, в романе выдвигалась целая серия вопросов, на которые читатель приглашался для дискуссии вместе с героями. Например, Татьяна часто задаёт сама себе вопросы, которые затем переадресуются читателю:

"Ужель загадки разрешила?

Ужели слово найдено?"

В ответе на вопросы романа "Евгений Онегин" читателю помогают не только прямые авторские характеристики, но и сцепление мыслей, образов романа. Финал романа также не даёт конкретного ответа на поставленные вопросы. Не зря его Белинский называл "романом без конца".

Таким образом, роман "Евгений Онегин" достаточно своеобразен и находится в противоречии с теми законами, которые господствовали в то время.

 

Жанровые особенности романа Евгений Онегин

Вариант 4

В 1823 году Александр Сергеевич начал написание своего знаменитого романа «Евгений Онегин», находясь в южной ссылке. В то время поэт увлекался творчеством Байрона, и романтические мотивы поэзии английского поэта отложили отпечаток на творчество Пушкина в тот период. Но все же произведение «Евгений Онегин» нельзя назвать романтическим.

Жанровое своеобразие романа

Следует отметить, что к вопросу определения жанра «Евгений Онегина», Александр Сергеевич подходил с особым вниманием. Звучало такое определение, как «роман в стихах». Но этого определения недостаточно для того, чтобы проанализировать жанровое своеобразие романа.

Несмотря на то, что о «Евгении Онегине» говорили, как о собрании пестрых глав, оно остается полноценным произведением, в котором Пушкин синтезировал и элементы жанра эпоса, и элементы лирических произведений. Черты, которые присущи эпическому жанру – это две сюжетные линии, большой объем и акцент повествования на жизненном пути определенной личности, включая процесс ее развития и окончательного становления.

«Евгений Онегин» включается в себя объективное изображение жизни, описание предметов и быта, которые окружали людей в то время. Это тоже относится к такому жанру, как эпос. Лирический жанр «Евгения Онегина» проявляется в описании внутреннего мира главного героя. Онегин осмысляет те события, которые с ним произошли, и мы знаем о его чувствах и переживаниях. Именно такие элементы помогли Пушкину раскрыть главную проблематику произведения с иной стороны, создать другую жизненную позицию, которая бы отличалась от других героев.

Но это придало противоречивости главному лирическому герою, особенно ввиду многообразия функций его образа. Позиция лирического героя встречается в каждой главе, и словно выступает в роли друга главного героя. И его позиция довольно неопределенная, именно она рождает главные противоречия в произведении, но Пушкин в конечном итоге решил ничего не менять.

Переход от романтизма к реализму

Лирический герой в роли автора исполняет роль хроникера жизни Онегина, и постоянно дает оценки его поступкам и выражает свое отношение к его поступкам и мыслям. Пушкин создает иллюзию диалога с читателем, он поднимает философские вопросы и вопросы литературного характера, тем самым создавая переход от романтического мотива в «Евгении Онегине» к реалистическому.

Также иллюзия беседы с читателями делает повествование более легким и дружелюбным. Пушкин ввел лирические отступления, чтобы подчеркнуть эволюцию взглядов повествования: от романтических до реалистичных. И своеобразный, открытый финал свидетельствует о том, что поэт хотел придать реалистическое качество своему роману.

Жанровая особенность «Евгения Онегина» заключается и в этом – несмотря на такой финал, Пушкину удается создать целостное и полноценное законченно произведение. Новаторство Пушкина заключается и не только в жанровом многообразии произведения, но и в композиции произведения.

Именно с помощью измененной композиции ему удалось совместить эти два разных литературных пласта – мир эпических героев и мир автора, который отображается в лирических отступлениях.


Comments are closed.