Самое главное в теме Обработка информации
Обработка информации — это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату.
Обработка информации бывает двух типов:
1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.
Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.
При решении математических или логических задач осуществляется обработка информации, ведущая к получению новой информации.
Во многих информационных задачах требуется разгадать правило преобразования входных данных в выходные, разработать план действий, обеспечивающий нужный результат.
План действий может быть записан по пунктам, представлен в виде таблицы или схемы.
Ответы на вопросы и задания
1. Что такое обработка информации? Приходилось ли вам обрабатывать информацию? Приведите примеры.
Обработка информации это работа над имеющейся информацией с определенной целью, например выявление закономерностей.
2. Приведите примеры исходных данных и требуемого результата в условии математической задачи (по вашему учебнику математики). К какому типу информационных задач относятся эти математические задачи?
Длина стороны квадрата равна 4 см. Найти периметр. Периметр равен 4х4=16 см. Получена новая информация исходя из уже известной.
Представить фамилии учеников и их год рождения заданные в письменной форме в виде таблицы. Обработка информации направлена на изменение вида представления информации.
3. В чём различие между первым и вторым типами обработки информации?
Первый из описанных типов обработки информации направлен на получение новой информации, второй на изменение формы представления информации.
4. Что вы понимаете под систематизацией? Сталкивались ли вы с систематизированной информацией? Приведите примеры.
Систематизация это приведение информации к определенной системе по 1 или нескольким признакам. Например журналы и газеты лежащие в куче можно разделить на журналы и отдельно на газеты. А можно разложить по годам издания.
5. Приведите примеры информации, отсортированной: а) по алфавиту;б) в порядке убывания;в) в хронологической последовательности.
Картотека книг - сортировка по алфавиту. Победителей конкурса обычно оглашают в порядке убывания занятого места. История по датам.
6. Как связаны систематизация и поиск информации в хранилище? Приведите пример.
Что бы быстро найди требуемую информацию в большом хранилище информации, проводят систематизацию информации. Например книги в библиотеке.
7. Почему приходится переходить от одной формы представления информации к другой? Приведите пример.
Разные формы информации по разному полезны и удобны. Например отрезок заданный координатами концов начерченный на координатной плоскости, форма представления информации сменилась с числовой на графическую.
8. В каждом из следующих пунктов перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки:
а) приставка, корень, суффикс, окончание;состав слова
б) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение;члены предложения
в) глагол, существительное, прилагательное, местоимение;самостоятельные части речи
г) отрезок, круг, квадрат, треугольник;геометрические фигуры
д) сканер, клавиатура, мышь, джойстик;устройства ввода информации
е) хранение, передача, обработка. виды информационных процессов
9. Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним». Будьте готовы обосновать свой выбор.
а) 2, 3, 6, 7,11; 11 двузначное
б) 18, 12, 3, 29, 45, 28;3 однозначное
в) 10, 20, 30, 36, 40, 50;36 не кончается нулем
г) 72, 62, 52, 45, 32, 82;45 не кончается на 2
д) 24, 29, 22, 37, 25, 28;37 имеет не два десятка
е) 1, 2, 3, 5, 6, 7. 4 не хватает между 3 и 5
10. Можно ли утверждать, что для успешного решения математических задач достаточно знать все изученные формулы, а рассуждать логически не обязательно? Приведите пример.
Для решения математических задач нужна логика, а не только формулы. У Мити было 2 коровы, а у Маши на 3 больше, сколько у них было коров. Без логического рассуждения, выделения значимого задачу не решить.
11. Используете ли вы планы действий при обработке информации на уроках русского языка? Приведите примеры.
Выделение частей речи, правила написания и т.п.
12. От чего зависит выбор формы представления плана действий?
Форма представления плана действий зависит от его назначения и других параметров, это может быть список, список с вариантами, схема и др.
13. Какие математические формулы должен знать человек, занимающийся ремонтом квартиры?
Расчет площади и периметра, объема и т.п.
14. Нужны ли при решении житейских задач знания, получаемые вами в школе? Приведите примеры.
Да знания нужны. Цифры в играх, указания времени, поддержание разговора на разные темы и т.п.
15. Возле школы растут шесть деревьев: сосна, берёза, липа, тополь, ель и клён. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что берёза ниже тополя, липа выше клёна, сосна ниже ели, липа ниже берёзы, сосна выше тополя?
Самое высокое Ель, самое низкое Клен.
16. Пятеро одноклассников — Аня, Саша, Лена, Вася и Миша — стали победителями школьных олимпиад по истории, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой;
3) Саша всегда побаивался истории;
4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике;
6) Аня сожалеет о том, что у нее остаётся мало времени на литературу.
Победителем какой олимпиады стал каждый из этих ребят?
17. Некое устройство (назовём его «чёрный ящик») настраивается на одну из восьми программ преобразования числовой или текстовой информации. Проанализировав приведённые ниже протоколы испытаний, определите для каждой из 8 программ вид информации и правило её преобразования. Что следует записать в протоколе вместо знака «?»?
Ответы по пунктам:
1) числовая, первая буква числа, "о"
2) числовая, первая буква числа, обозначающего количество цифр в записи исходного числа, "ч"
3) текстовая, определяет часть речи (первая буква), "с"
4) текстовая, определяет род слова, "с"
5) текстовая, количество букв в слове, 5
6) числовая, четность/нечетность, "ч"
7) текстовая, плохо видно, предположу, что определяет "вид" животного, соответственно, сом - рыба, "р"
8) текстовая, печатает третью букву в слове, "о"
18. На берегу реки стоит крестьянин с лодкой, а рядом с ним — волк, коза и капуста. Крестьянин должен переправиться сам и перевезти волка, козу и капусту на другой берег. Однако в лодку кроме крестьянина помещается либо только волк, либо только коза, либо только капуста. Оставлять волка с козой или козу с капустой без присмотра нельзя — волк может съесть козу, а коза — капусту. Как должен вести себя крестьянин?
Оформите план переправы любым подходящим способом.
20. Продумайте и оформите любым удобным для вас способом решение следующей задачи.
Две хозяйки купили 8 литров молока. У одной 5 литров в 6-литровом бидоне, у другой 3 литра в 5-литровом бидоне. Они решили разделить всё молоко поровну, по 4 литра, пользуясь ещё одним, 2-литровым бидоном. Как это сделать?
21. Что необходимо придумать для создания мультфильма? Предложите свой сценарий для небольшого мультфильма.
Для создания мультфильма надо придумать героев или взять известных, придумать интересный сюжет, добавить развлекательных деталей.