Эти барьеры препятствуют доступу на рынок и могут принимать различные формы: учреждение ряда правил (регламентация), высокий уровень инвестиций, экономия масштаба и эффект опыта, создание препятствий при доступе к каналам сбыта, известность торговой марки, расходы на товары-заменители и т.д.
Защита доли рынка. В том случае, если компании-участники рынка имеют обыкновение или выраженное намерение агрессивно реагировать на появление конкурентов, новый участник рынка сильно рискует. Однако есть такие области бизнеса с внутренней конкуренцией, где новым участникам особенно не препятствуют.
На рынке фруктовых соков входные барьеры для новых участников рынка сведены к минимуму. Например, приобрести сырье на рынке сравнительно несложно, размеры инвестиций на упаковку в виде бутылок или пакетов относительно невелики. Что касается распространения товара, то оно осуществляется по предварительной договоренности с крупными дистрибьюторами, которые получают при этом свои комиссионные. Как следствие, на рынке соков ежегодно появляются (или исчезают) новые торговые марки, оказывая постоянное давление на имеющихся конкурентов.
Выходные барьеры
Конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка (консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы. Выходные барьеры также обусловливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низкая рентабельность или отсутствуют доходы на капитал (судостроение, сталелитейная промышленность).
Примерами выходных барьеров могут служить:
- необходимость списания крупных инвестиций;
- нежелание утратить свой имидж;
- честолюбие менеджера;
- вмешательство правительства;
- профсоюзная оппозиция;
- протесты поставщиков и клиентов.
Таким образом, выходные барьеры могут иметь социально-политический, экономический и эмоциональный характер. Последний касается ситуации, когда предприятия, преуспевающие в новых отраслях, упорно держатся за свое прежнее дело, несмотря на потери. Такие случаи редки, но они обычно создают серьезные трудности для предприятий, образующихся в соответствующих отраслях.