Психорисунок, диалог: или между создателем произведения и его одиночеством | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Психорисунок, диалог: или между создателем произведения и его одиночеством

Изобразительное искусство – это, прежде всего, диалог: или между создателем произведения и его одиночеством, или между творцом и другим человеком.

Несомненно, психорисунок существенно отличается от рисунка в целом, в частности художественного. Последний не выполняется с прямой целью выражения психологического содержания определенной темы. Психологическое содержание художественного рисунка не является центральным в его интерпретации, оно является лишь сопроводительным фоном художественного смысла, ради которого он и выполнялся. Художественные полотна создаются по наитию, непринужденно, психорисунок же обусловлен формальными побуждениями (темами), которые «не создаются» (как художественные полотна), а выполняются в короткое время согласно инструкции.

В психорисунке представлена индивидуальная интерпретация некоторого события или переживания, особенно, если речь идет о свободном рисовании. Такой рисунок позволяет человеку воспроизводить в образах действительность и проектировать содержание своей психики на символы. Сильная сторона психорисунка заключается в возможности совмещения внешнего и внутреннего мира в образах и определенных символах, что позволяет наблюдателю проникать во внутренние характеристики психики субъекта.

Сосуществуют две реальности в психологическом рисунке: реальность личностных проекций субъекта восприятия и реальность социального познания объекта восприятия.

Сама процедура графического отображения опыта в определенном смысле может быть расценена как игровая, так человек может «отойти» от действительности, находясь в несколько ином мире собственных фантазий и мечтаний. Причем, как правило, такая деятельность обладает ярко выраженным катартическим и терапевтическим эффектом, похожим по содержанию на многие катартические методы. Наконец, в психорисунке автор всегда руководствуется собственными приоритетами не только в выборе цветового решения изображения, но и в выборе формы, расположения и сюжета (если речь идет о свободном рисовании), что сближает рисунок с импрессивными и аддитивными методами исследования.

Графическая продукция, благодаря ее символичности, выражает объемный, многогранный смысл, который сразу трудно даже распознать. Рисунок дает чувство психологической безопасности и возможность «защиты» в ситуации получения «рискованной» для себя информации. В связи с этим проективный психорисунок широко распространен на Западе, став едва ли не главным в психодиагностике, оттесняя на второй план стандартные психометрические тесты. Психорисунок относительно недавно пополнил диагностический арсенал и отечественных психологов.


Comments are closed.