Даже родительские собрания с докладами по проблемам воспитания оказывают, несмотря на последующую дискуссию, весьма незначительное воздействие. Наиболее эффективной формой, безусловно, является индивидуальное консультирование, но с экономической точки зрения для большинства людей оно недоступно. Точная оценка эффективности разных методов показала, что оптимального результата с экономически допустимыми издержками позволяет добиться групповая работа (Rosenstock et al. 1960).
Групповой метод позволяет обойти основную проблему массовых форм обучения, а именно односторонность коммуникации, которая не обеспечивает достаточной ясности в неизбежно возникающих вопросах и возражениях, а также проблему экономических издержек при индивидуальном консультировании (которое, разумеется, во многих случаях оказывается необходимым в процессе терапии). Кроме того, его преимущество состоит в опыте коллективного взаимодействия.
Одним из наиболее убедительных методов родительского просвещения является практика так называемых открытых для наблюдения детских садов (см. статью
Клюнера о службе психического здоровья в США), где родители могут наблюдать за поведением как своих, так и чужих детей, а затем обсуждать увиденное под руководством профессиональных воспитателей. Подобные возможности предоставляют и кооперативные детские сады, где матери по очереди заботятся о детях и одновременно проходят своего рода in-service-training.
Как результат массового просвещения родителей, носящего чересчур общий характер, часто встречается неверное представление о том, что дети вообще не должны испытывать трудностей и конфликтов. Нов действительности невозможно оградить ребенка от проблем;такое стремление сделало бы ребенка лицемерным или зажатым. Социальная реальность требует скорее от каждого умения в той или иной мере справляться с трудностями и конфликтами, и этому необходимо учить.