Задрожали листы, облетая… (Фет) | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Задрожали листы, облетая…(Фет)

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвёт и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна...
Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.

 

Задрожали листы, облетая... Автор: Фет А. А.

Задрожали листы, облетая, Фет, анализ стихотворения

Стихотворение состоит из трех строф. Рифма перекрестная. Во всем стихотворении противопоставленными друг другу являются образы «воздушные»: тучи, буря и птичка. Образы туч и бури – силы «тёмные», это стихия, хаос, несущий разрушение, а далее и смерть. Тема смерти звучит между строк: образ облетающих листьев связан с осенью-порой увядания, смерти в природе. Так птичка, напротив, - воплощение жизни, сила, борющаяся со смертью, провозглашающая жизнь через свою смелость.

В первой строфе автор рисует образ бури, используя прием олицетворения: «…буря злая / Рвет и мечет и воет…». Глаголы передают стремительность движения, порывистость, даже внезапность, тем самым создавая образ бури-хищника. На создание этого образа работает и эпитет «злая». Буря обладает не только хищническими повадками, но и хищническим нутром, ведь эпитет несет в себе негативную характеристику образа бури.

В первой строфе мы видим, что противоположным образу бури является образ листов и неба, выступающих в роли жертвы: листы облетают (символ смерти), а тучи небо закрывают. Глагол «задрожали» передает нам чувства, состояние, и именно отсюда возникает мотив страха. Так буря и тучи – союзники, вершащие общее дело.

Во второй строфе пространство от небесного, всеобъемлющего сужается до мира маленького гнезда: появляется героический образ птички, воплощающий собой жизнь. С этим образом не связан мотив страха, и именно поэтому не грозит птичке смерть («не запугана бурей одна»). Таким образом, страх приравнивается к смерти, а жизнь напрямую связана с мужеством. Если говорить о пространствах, то они так же антитезны друг другу: в первой строфе пространство враждебное, несущее смерть, во второй строфе – в мире гнезда – теплится жизнь, здесь царит тепло. Таким образом, гнездышко становится символом-символом защиты и спасения от невзгод. Если расширить этот образ и довести его до больших масштабов, то во второй строфе начинает звучать тема дома, как крепости. В описании бури автор прибегает к глаголам (стремительность, несущее хищническое разрушительное начало), в описании птички же – краткие прилагательные («светлогруда, легка, невеличка»), что способствует созданию светлого образа, образа легкого, маленького по сравнению с бурей. Значимость образа птички автор передает через конструкцию «только ты одна». И вот здесь на краешке строфы звучать начинает мотив одиночества, связанный с образом птички. Буря едина в своем стремлении с тучами, а птичка им противостоит одна…

В третьей строфе пространство вновь расширяется, а после резко сужается. Рефреном последних двух строк передается мотив одиночества, усилившийся во стократ. Пространство вокруг зловеще, таит в себе опасность. Это ощущение передает глагол «грохочет» вместе с раскатистым повторяющимся звуком [р], создающим звуковую картину. В гнезде, напротив, царит тишина.

Обратим внимание на преобладание цветовой гаммы. Образ бури брызжет темными оттенками, близкими к черному: «мгла черна». Образ птички же светел: «светлогруда». Автор сочувствует птичке, это видно из обращения «моя милая», желая помочь, утешить. В описании образа птички используется лексика с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что помогает четко определить авторскую позицию (птичка, гнездышке, невеличка).

Таким образом, птичка становится символом стойкости, смелости, мужества перед лицом опасности. И в то же время благодаря своей смелости – символом жизни.

Автор анализа: учитель русского языка и литературы Сагиева Е.А.

Задрожали листы, облетая, Фет, ответы на вопросы.

1. Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении

В стихотворении «Задрожали листы, облетая...» описана середина озари.

2.В чём смысл противопоставления «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка»?

Стихотворение обрисовывает природу, но у него есть и другой, сокрытый смысл. Осенняя буря у Фета — это не только лишь проявлении стихии, да и знак сложностей людского мира, бурь, которые происходят в публичной жизни. «Теплое гнездышко» и «милая птичка» — это дом человека, семья, где хозяйка- дама сохраняет любовь, ласку и добро. Фет пишет о том, как принципиально хранить тепло домашнего очага, тогда человек всегда сумеет отыскать для себя отдохновение в «теплом гнездышке». В этом смысл фетовского противопоставления.

3.Придумайте название этому стихотворению. Как вы думаете, почему автор не озаглавил его?

Сам создатель опубликовал свое стихотворение без наименования, означает, мы называем его по первой строке. Если мы назовем его, к примеру, «буря» либо «Птичка», мы можем обеднить восприятие стихотворения.

4.Какие эпитеты и метафоры и с какой целью использует поэт?

Эпитеты: буря «злая», темнота «шумящая» — гнездышко «теплое», птичка «светлогруда, легка, невеличка».

Метафора: «грохочет громов перекличка» грома грохочут, как будто перекликаются вместе.

Олицетворения: листы «дрожат», тучи «закрывает» красу неба, буря злая «рвет и мечет и воет в лесу».

В помощью эпитетов, метафор и олицетворений поэт делает стихотворение выразительным, образы — колоритными и понятными.


Comments are closed.