Введенные представления о рефлексивно симметричных речевых актах нуждаются в детализации. Суть дела заключается в том, что каждый речевой акт, с одной стороны, выполняет коммуникативные функции, позволяя говорящему передать определенную информацию слушающему, а с другой служит или может служить образцом при построении другого речевого акта. Во втором случае речевые акты образуют цепочку, которую принято называть элементарной социальной эстафетой. [2, с. 120-121]
Данное явление давно было обнаружено и зафиксированно лингвистами. К сожалению, такой способ существования языка построение одних речевых актов по образцу других не стал еще опорной точкой роста лингвистического анализа. Так, к примеру, О.Есперсен в своей книге «Философия грамматики» писал: «Важно то, что создавая предложение, говорящий опирается на определенный образец. Независимо от того, какие слова он подбирает, он строит предложение по этому образцу. И даже без специальной подготовки в области грамматики мы чувствуем, что предложения John gave Mary the apple (Джон дал Мери яблоко), My uncle lent the joiner five shillings (Мой дядя одолжил столяру 5 шиллингов) являются аналогичными, т.е. что они созданы по единому образцу» [4, с. 17].
Противопоставление «внутренних» результатов функционирование речевого акта в качестве образца при построении другого речевого акта, «внешним», т.е. результатам, состоящим в сообщении информации или достижения коммуникативных целей, порождает ситуацию сосуществования в языке различных типов рефлексивно симметричных речевых актов. При построении типологии рефлексивно симметричных речевых актов я следую классификации рефлексивно симметричных актов деятельности М.А.Розова [2, с. 110-120].
В качестве исходного примера рассмотрим следующую ситуацию. Допустим, что мы присутствуем при диалоге, где один человек слушаюший способен задавать вопросы и понимать ответ, а второй говорящий способен отвечать на них, произнося общепринятые цепочки звуков. Ограничимся для простоты однословными предложениями. Предположим, что слушающий указывает на ряд домов, стоящих вдоль улицы, и спрашивает: «Как называются эти предметы?» Говорящий отвечает: «Дома». Заметим, что при этом он, во-первых, хочет сообщить название предметов и эта цель для собеседника является основной, и, во-вторых, указывает на то, что речь идет о нескольких домах, а не об одном, а это в данном случае является побочным результатом. Легко можно представить, что слушающего интересует ответ на несколько другой вопрос: «Как охарактеризовать множественность этих предметов?». Здесь ответ говорящего «Дома» предназначен для характеристики множественности и это является уже основной целью речевого акта, а сообщение о названии становится побочным результатом. Мы получаем два рефлексивно симметричных речевых акта, отличающихся только выделением разных коммуникативных целей в качестве основной и побочной. Такого рода симметрию принято называть предметной рефлексивной симметрией.