В исследовании Эфрана (1968) также анализировался контакт глаз с высоко и низко-статусными адресатами. Он изучал контакт глаз между студентами колледжа, используя в качестве коммуникаторов студентов первокурсников. Каждый первокурсник одновременно обращался к студенту старших курсов и другому первокурснику. Эфран обнаружил, что обладающий более высоким статусом старшекурсник получил больше взглядов, чем первокурсник с более низким статусом.
Как контакт глаз, так и пространственная близость проксемические показатели, оба они выражают сходные взаимосвязи с отношениями между двумя людьми. Поэтому неудивительно было бы обнаружить, что в культурах, где предпочитается наибольшая пространственная близость, также будет предпочитаться и наиболее выраженный контакт глаз. Единственное исследование, которое можно здесь упомянуть это работа Уотсона и Грэйвса (Watson and Graves, 1966), которые установили, что арабские студенты, по сравнению с североамериканцами, не только выбирали более близкое месторасположение, но и больше контактировали глазами, больше касались друг друга и громче разговаривали. Со всех точек зрения, взаимная сенсорная стимуляция арабов была более интенсивной, чем у американцев.
Второй аспект культурных различий в использовании этих невербальных знаков касается их взаимосвязи со степенью социальной стратификации данной культуры, причем последняя имеет особое значение в имплицитной коммуникации статуса. Возможно, различия в контакте глаз в качестве функции статуса адресата более четко выражены в автократических, нежели в демократически ориентированных культурах. Кроме того, в автократических обществах расслабленность тела, например, когда человек сидит, склонившись в сторону или облокотившись, может быть более очевидным показателем статуса адресата. Наконец, вполне определенные движения (например, поклоны на Востоке) могут быть даже более важными в ряде таких культур, чем расслабленность позы, когда речь идет 0 передачи различий в статусе.
Наклон вперед
В своем исследовании Джеймс (James, 1932) предположил, что наклон вперед передает более позитивное чувство, чем отклоняющаяся назад позиция. Рис и Вайтмен (Reece and Whieman, 1962) допускали, что теплое отношение со стороны экспериментатора можно передать испытуемому, если экспериментатор наклонился вперед на своем стуле, улыбается, его руки неподвижны, а контакт глаз с испытуемым интенсивен. Сочетание этих видов поведения, действительно, оказывало более подкрепляющее воздействие на испытуемых. Однако, как уже было отмечено, построение их эксперимента не позволяет понять, что именно в поведении экспериментатора служило важным подкреплением в данной ситуации.